Методическая
мастерская
«Использование технологии интеллект- карт при
подготовке выпускников к итоговой
аттестации»
Подготовила
учитель русского языка и литературы МБОУ «Горковская СОШ» Дубинина Е.А.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня для проведения методической мастерской мне
понадобится ваша помощь.
Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста,
изобразите первое, что придет на ум.
Итак, слово образование.
Посмотрим на результат. (Изображения крепятся на
доску). Обратим внимание, что слово было одно, а результат? – получился разный.
О чем это говорит (о том, что каждый из нас мыслит по-своему, у каждого
индивидуальный подход к понятию, которое и рождает специфический образ), но
часто мы мыслим шаблонно, одинаково.
Дети, которые приходят на наши уроки тоже разные.
Каждый из них со своим уровнем знаний и умений, определенным темпераментом,
способностями к творчеству и логичекому мышлению. Для нас, учителей, встаёт
задача: как до каждого донести учебный материал, добиться его усвоения, при
этом не подавляя индивидуальных особенностей ребёнка, не подталкивая к
стандартному решению вопросов.
Одним из таких методов является метод использования
интеллект-карт, созданный американским психологом и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind
maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово
"maps" — "карты". В итоге получаются "карты
ума". Данный метод основан на особенности человеческого мозга обрабатывать
информацию с помощью левого и правого полушария одновременно. Всем известно,
что левое полушарие (грубо говоря) отвечает за точность и логичность, а правое
– за творческое начало. Интеллект карта позволяет задействовать оба полушария
одновременно.
В чём же заключается центральная идея интеллект-карты?
Любую мысль или понятие можно представить себе как
некий узел (центр), от которого идут ниточки-связи к другим образам, объектам,
ассоциациям. Тони Бьюзен проводит параллель между нейроном мозга, процессом мышления и интеллект –картой. Мозг
обрабатывает информацию и ниточки –мышление бегут от одного объекта к другому.
Оно может направляться в любую сторону к
разным объектам.
Интеллект-карта
- это технология изображения информации в графическом
виде. Интеллект-карта отражает связи
(смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями,
частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы
рассматриваем.
Ещё в 70 годы 20 века известный советский педагог
Виктор Фёдорович Шаталов использовал метод опорных схем и добивался потрясающих
результатов. Но система Шаталова (Шаталова- Меженко)не предусматривала точных
требований по составлению карточек.
Итак, как составить интеллект-карту:
1. Берём
лист бумаги.
2. В
центре рисуем объект- главное понятие.
3. От
центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним
понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными.
4. Подписываем
каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами.
Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще
используем рисунки.
5. От
каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций,
уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
6. Смысловые
блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).
7. Связи
между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и
толщины).
Примеры интеллект –карт по теме
«Причастие» в 6 классе.(см. Презентацию)
Рисование интеллект-карты - необычный вид
деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным
темам и дисциплинам.
Такая работа повышает творческое воображение, даёт
возможность самовыражения каждому ребёнку, обучает способам обработки и
систематизации информации, позволяет выявить самостоятельно пробелы в знаниях и
восполнить их и многое другое.
Именно этот метод, на мой взгляд эффективен при
подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Причём и на этапе работы с
заданиями 1-24, и на при подготовке к сочинению (25).
При составлении интеллект-карты по определённой теме
русского языка выпускник
А) вспоминает материал
Б) систематизирует его
В) выясняет, что забылось
Г) в процессе поиска недостающей информации (учебник,
справочник, интернет и др) восполняет недостающие знания,
Д) наиболее прочно усваивает материал.
Рассмотрим примеры интеллект- карт
старшеклассников. .(см. Презентацию)
Здесь нужно предостеречь от ошибок, наиболее часто
встречающихся у старшеклассников:
-могут быть нарушены логические связи
- нет иерархии
- мало рисунков
- не используют цвет и др.
При подготовке к творческому заданию ЕГЭ (25) по
русскому зыку, также можно весьма эффективно использовать интеллект карты. Как
известно, в центре сочинения-рассуждения, которое должен написать выпускник
стоит проблема, её и берём из основу, а уже потом от неё рисуем
ниточки-ассоциации: с какими понятиями имеет связь, какие вопросы ставит перед
человеком, какие примеры аргументы из литературы можно привести (героев,
события, эпизоды), каким стилем речи лучше писать о ней (проблеме), средствами
языка воспользоваться и др..
Рассмотрим примеры интеллект- карт
старшеклассников. .(см. Презентацию)
Скажите, какие достоинства и ошибки вы увидели?
Я предлагаю вам создать интеллект карту тексту для
написания сочинения ы в формате ЕГЭ. Предлагаю сделать это задание в парах (или
группах).
Правила создания интеллект-карт:
- Для
создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Основная
идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для
изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая
главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные
ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д.
порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви
должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над
каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для
лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки,
ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся
ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними
ветвями.
У вас на столах листы, карандаши, тексты. (См.
Приложение)
Крепим готовые карты на доске, кратко комментируем их.
Достоинство интеллект карт ещё и в том, что над их
созданием можно работать в группах, парах, индивидуально; в один или несколько
этапов, рисовать их вручную или создавать при помощи программ Concep
tDraw MIND MAP Professional v 4.5, Word, PowerPoint.
Таким образом, интеллект –карта открывает новые
возможности и для обучающегося и для
учителя при подготовке к итоговой аттестации.
Педагогу:
- развитие
предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
- повышение их
мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и
коммуникативной компетенций
- выявление
причины когнитивных затруднений и их коррекции
Обучающиеся могут:
- формировать
общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и
обменом информацией
- улучшать
все виды памяти
- развивать,
интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и
способностях, познавательную активность
- максимально
повышать результативность
- самостоятельно
выявлять слабые места в знании учебного предмета
Интеллект-карты
имеют отличительные свойства:
§ Наглядность. Всю
проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
§ Привлекательность.
Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только
интересно, но и приятно.
§ Запоминаемость.
Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета
интеллект-карта легко запоминается.
§ Своевременность.
Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой
информации не хватает.
§ Творчество.
Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути
решения задачи.
§ Возможность пересмотра.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в
целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Внедрение учителями метода интеллект-карт в практику
преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции
обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию
интеллекта, пространственного мышления, познавательной
активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых
мест в знании учебного предмета, повышению результативности. И тогда несколько
в ином ключе будут звучать слова Элвин Тоффлера, который определил
стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится
учиться, а именно - создавать интеллект-карты»
Использованные
Интернет-ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий