Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Муниципальный педагогический Марафон- 2016 «От компетентностного педагога к новому качеству образования»

Методическая мастерская
 «Использование технологии интеллект- карт при подготовке выпускников  к итоговой аттестации»
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Горковская СОШ» Дубинина Е.А.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня для проведения методической мастерской мне понадобится ваша помощь.
Перед вами лежат листы бумаги.  Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум.
Итак, слово образование.
Посмотрим на результат. (Изображения крепятся на доску). Обратим внимание, что слово было одно, а результат? – получился разный. О чем это говорит (о том, что каждый из нас мыслит по-своему, у каждого индивидуальный подход к понятию, которое и рождает специфический образ), но часто мы мыслим шаблонно, одинаково.
Дети, которые приходят на наши уроки тоже разные. Каждый из них со своим уровнем знаний и умений, определенным темпераментом, способностями к творчеству и логичекому мышлению. Для нас, учителей, встаёт задача: как до каждого донести учебный материал, добиться его усвоения, при этом не подавляя индивидуальных особенностей ребёнка, не подталкивая к стандартному решению вопросов.
Одним из таких методов является метод использования интеллект-карт, созданный американским психологом и бизнесменом Тони Бьюзеном.  По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты".  В итоге получаются "карты ума". Данный метод основан на особенности человеческого мозга обрабатывать информацию с помощью левого и правого полушария одновременно. Всем известно, что левое полушарие (грубо говоря) отвечает за точность и логичность, а правое – за творческое начало. Интеллект карта позволяет задействовать оба полушария одновременно.
В чём же заключается центральная идея интеллект-карты?
Любую мысль или понятие можно представить себе как некий узел (центр), от которого идут ниточки-связи к другим образам, объектам, ассоциациям. Тони Бьюзен проводит параллель между нейроном мозга,  процессом мышления и интеллект –картой. Мозг обрабатывает информацию и ниточки –мышление бегут от одного объекта к другому. Оно может направляться  в любую сторону к разным объектам.
 Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Ещё в 70 годы 20 века известный советский педагог Виктор Фёдорович Шаталов использовал метод опорных схем и добивался потрясающих результатов. Но система Шаталова (Шаталова- Меженко)не предусматривала точных требований по составлению карточек.
Итак, как составить интеллект-карту:
1.      Берём лист бумаги.
2.      В центре рисуем объект- главное понятие.
3.      От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными.
4.      Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.
5.      От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
6.      Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).
7.      Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).
Примеры интеллект –карт по теме «Причастие» в 6 классе.(см. Презентацию)
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и дисциплинам.
Такая работа повышает творческое воображение, даёт возможность самовыражения каждому ребёнку, обучает способам обработки и систематизации информации, позволяет выявить самостоятельно пробелы в знаниях и восполнить их и многое другое.

Именно этот метод, на мой взгляд эффективен при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Причём и на этапе работы с заданиями 1-24, и на при подготовке к сочинению (25).
При составлении интеллект-карты по определённой теме русского языка выпускник
А) вспоминает материал
Б) систематизирует его
В) выясняет, что забылось
Г) в процессе поиска недостающей информации (учебник, справочник, интернет и др) восполняет недостающие знания,
Д) наиболее прочно усваивает материал.
Рассмотрим примеры интеллект- карт старшеклассников. .(см. Презентацию)
Здесь нужно предостеречь от ошибок, наиболее часто встречающихся у старшеклассников:
-могут быть нарушены логические связи
- нет иерархии
- мало рисунков
- не используют цвет и др.
При подготовке к творческому заданию ЕГЭ (25) по русскому зыку, также можно весьма эффективно использовать интеллект карты. Как известно, в центре сочинения-рассуждения, которое должен написать выпускник стоит проблема, её и берём из основу, а уже потом от неё рисуем ниточки-ассоциации: с какими понятиями имеет связь, какие вопросы ставит перед человеком, какие примеры аргументы из литературы можно привести (героев, события, эпизоды), каким стилем речи лучше писать о ней (проблеме), средствами языка воспользоваться и др..
Рассмотрим примеры интеллект- карт старшеклассников. .(см. Презентацию)
Скажите, какие достоинства и ошибки вы увидели?

Я предлагаю вам создать интеллект карту тексту для написания сочинения ы в формате ЕГЭ. Предлагаю сделать это задание в парах (или группах).
Правила создания интеллект-карт:
  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

У вас на столах листы, карандаши, тексты. (См. Приложение)
Крепим готовые карты на доске, кратко комментируем их.

Достоинство интеллект карт ещё и в том, что над их созданием можно работать в группах, парах, индивидуально; в один или несколько этапов, рисовать их вручную или создавать при помощи программ Concep tDraw MIND MAP Professional v 4.5, Word, PowerPoint.

Таким образом, интеллект –карта открывает новые возможности и для обучающегося  и для учителя при подготовке к итоговой аттестации.
Педагогу:
  • развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
  • повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций
  • выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции
Обучающиеся могут:
  • формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
  • улучшать все виды памяти
  • развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
  • максимально повышать результативность
  • самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета
Интеллект-карты имеют отличительные свойства:
§ Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
§ Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
§ Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
§ Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
§ Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
§ Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Внедрение учителями метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, повышению результативности. И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Элвин Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты»





Использованные Интернет-ресурсы:


Комментариев нет:

Отправить комментарий