Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

Теория сочинения


По материалам лекций Бузиной Е.В. ( г. Салехард сентябрь, 2015)

Виды вступления:

Вид вступления
Особенности
Темы сочинений
Историческое
Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений.
«Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)».
Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой  четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами).
Аналитическое
Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению.
«Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова».
Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками
«Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»».
Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации.
Биографическое
Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.
«Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский).
Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского.
Сравнительное
Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении.
«Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова».
Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе.
Лирическое
Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом.  Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество.
«Мой любимый современный писатель, поэт или драматург».


 

Средства оформления вступления
Примеры
Назывное предложение или ряд назывных предложений
Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется.
Риторический вопрос
 
Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?
Риторическое восклицание
Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!
Вопросно-ответное единство
 
Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.
Цитата
 
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам –
эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом».
Афоризм
«О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста.


ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ

 

Отзыв

Рецензия

Эссе

Особенности жанра
Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв.
Развёрнутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого-анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего мира и пишущего «я».
В эссе предмет или явление служат побуждающей силой для мыслей пишущего.

Основные признаки эссе:

1) Небольшой объём текста.
2) Конкретная тема произведения.
3) Открытое личностное её осмысление.
4) Парадоксальность и афористичность.
5) Разговорная интонация и лексика.
Цель
Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в его обсуждении.
1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.
2) То же, что и в отзыве.
Передать индивидуальные впечатления от прочитанного произведения, личный опыт постижения окружающего мира (отдельной проблемы или темы философской, нравственной и т.д.) и свои отношения к ним.
Особенности подхода
Автор отзыва объясняет свой интерес к произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых в произведении проблем, их актуальностью.
Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях.
Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; даётся оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей, их поведения. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личные качества, отношения к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении.
В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось - не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства её выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.).
Самостоятельность мышления  автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю…», «по моему мнению…»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов.
Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статьи.
Задача пишущего: поиск оригинальной идеи (даже на довольно традиционным материале), дающей возможность представить в рассуждении неожиданные повороты, интересные сцепления и связи, яркие, возможно, непредсказуемые выводы, подчеркивающие индивидуальность рассуждений.
Жанр эссе отличает подчеркнутая субъективность, образность, афористичность, разговорная лексика.
Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой – либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения, часто объединяющая разные способы описания: и научный, и –эстетический, и религиозный, и философский.
Особенности построения
I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, история его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т.п. Тезис, в котором кратко формулируется прочитанного.
II. Рассуждение, в котором обосновывается высказанная оценка:
1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).
III. Обобщение, в котором оценка данного произведения даётся в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерения продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям. И т.п. 
I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращённое» имя, новое произведение автора, творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т.п.).
Максимально точное указание на 1 издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.
1) Анализ названия (семантика, иллюзии, ассоциации).
2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художественная роль.
3) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета.
4) Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров. 
5) Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзажи и др.) и их оценка.
6) Другие особенности авторского стиля и метода.
III. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни.
Приглашение к полемике.
Способы освоения эссе:
1) Привлечение многочисленных примеров.
2) Подбор аналогий.
3) Использование всевозможных ассоциаций, уподоблений.
Средства для воплощения эссе:
1) Метафоры.
2) Аллегорические и притчевые образы.
3) Символы.
4) Сравнения.
 


ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Вид
Содержпние
Пример
Заключение-вывод
Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного
!!
Заключение-следствие
Литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников
!!!

 

Основные способы  оформления заключения

                                         

Средства оформления заключения
Примеры
Кольцевая композиция. Возвращение к началу
 
Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс не пройти по жизни незамеченным, а принести пользу обществу.
Афоризм, цитата
 
Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К нему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером.
Нравственный вывод
Мы живем в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть ее такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи сочинения
Таким образом, в истории нашего города ещё много загадок, которые ждут своего исследователя.
Риторический вопрос
Любовь к своей малой родине, во имя которой люди совершали героические поступки, - вот что являлось характерной чертой человека прошлых лет. А что же сейчас? Сможем ли мы, новое поколение, пронести достойно звание омича?
Открытый финал
Вечером я тихонько захожу к маме в комнату, чтобы пожелать спокойной ночи, и слышу её тихий голос: Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое… Сохрани, спаси и помилуй детей моих, Господи…»
… Мамиными молитвами…





 
 

Формулировка темы и этапы разработки главной части

Тип формулировки темы
Этапы разработки главной части
Пример
Тема-суждение (прямо выражает идею / тезис рассуждения)
Автор сочинения самостоятельно подбирает аргументы для подтверждения / опровержения тезиса.
Тема: «”Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...” (В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова)».
Аргументы В.Г. Белинского:
1) Уже в первом напечатанном стихотворении М.Ю. Лермонтова – «Бородино» (1837 г.) – главная мысль – «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
2) В «Песне про купца Калашникова» мы видим настоящую трагедию, когда каждый из героев по-своему прав и благороден, но над всеми ними вершит приговор неумолимая судьба.
3) Стихотворение «Дума»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?..»
4) Стихотворение «Поэт» - горькая констатация того, что «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, / Свое утратил назначенье, ) На злато променяв ту власть, которой свет / Внимал в немом благоговенье?».
5) Стихотворение «И скучно и грустно…» - «глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни!»
6) Стихотворение «Благодарность»: «Все хорошо: и тайные мучения страстей, и горечь слез, и все обманы жизни; но ещё лучше, когда их нет, хотя без них и нет ничего, что просит душа, чем живет она, что нужно ей, как масло для лампады!.. Это утомление чувством; сердце просит покоя и отдыха, хотя и не может жить без волнения и движения...»
 
7) Стихотворение «Завещание»: «это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично... Мысль этой пьесы: и худое и хорошее - все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет...»
Тема-вопрос (не содержит идеи, но указывает прямой путь к ней)
Автор сочинения самостоятельно определяет идею / тезис (то есть ответ на вопрос) и аргументы.
Тема: «Каково основное настроение лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова о родине?»
Тезис (вариант формулировки): основное чувство – недоумение по поводу того, что в душе лирического героя любовь к родине («немытой России», «стране рабов, стране господ»), во-первых, всё-таки живёт, во-вторых, вызвана она не тем, чем может быть вызвана с «официальной» точки зрения.
Аргументы: строчки из стихотворений «Родина» («Люблю отчизну я, но странною любовью…»), «Прощай, немытая Россия…», «Русская мелодия», «Монолог».
Тема-понятие (не содержит прямого указания на идею рассуждения; с синтаксической точки зрения это назывное предложение)
Автор сочинения самостоятельно определяет и проблему (ставит вопрос), и идею (основную мысль), и набор аргументов.
Тема: «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова».
Вопрос (вариант формулировки): Как представляет себе М.Ю. Лермонтов роль поэта и поэзии в жизни людей?
Ответ (тезис / идея / основная мысль): Поэт – это проповедник высоких нравственных идеалов, которые, увы, не только не нужны «толпе», но и вызывают у неё раздражение и даже агрессию по отношению к тому, что делает поэт. А сам поэт вызывает презрение.
Аргументы: строчки из стихотворений «Пророк» («Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья…»), «Смерть поэта», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный…»), «Кинжал» и др.
 
 
 
 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий