Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

Актуально


Как живём, так и выражаемся или как выражаемся, так и живём?

К сожалению, русская речевая  культура  переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем,  так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание.  Очевидно, что культура русской речи в современном обществе значительно снизилась.

Грубые, бранные слова, нарушения норм русского литературного языка в наше время встречаются не только на уровне бытового общения, но и в СМИ, художественной литературе, в публичных выступлениях политиков. А ведь наша речь служит яркой, и  как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел» - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Безусловно, жаргон, легкомысленные заимствования из чужих языков, грубословие и сквернословие убивают мысль, делают живую и яркую родную речь вялой, расплывчатой, но  самым страшным вирусом современности стала матерная брань. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре Даля сказано: « Скверна мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное; нечистота, грязь и гниль, тление; все богопротивное»

Многие из нас полагают, что мат - глубоко русская традиция. На самом деле сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым! В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. Потом пришли иные времена. При реформаторе России Петре I совместно с введением пьянства в обычай русского народа, зазвучала и грубая брань, сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

 Но вернёмся в наше время. Сейчас «крепкое словцо» можно услышать из уст представителей  различных социальных и возрастных групп. И особенно страшно, что не стесняются «выражаться» наши подростки. Лексический запас современных подростков, с одной стороны, активно пополняется специальными терминами (компьютерными, экономическими и др.), новыми иноязычными словами, а с другой — сокращается за счёт выхода из активного употребления многих русских литературных слов. Молодёжь использует в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы, ненормативную лексику.

Мы понимаем, насколько важно общение в жизни наших подростков, ведь от того, как оно складывается, может зависеть  определение юного человека в социуме, будущей профессии, семье…  А при  общении  речь  современной   молодежи
приводит  в  негодование  учителей,   родителей,   представителей   старшего
поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть  о
чем беспокоиться: по данным последних  исследований,  в  подростковой  среде
степень жаргонизации речи  превышает  50%  для  юношей и  33%  для  девушек,  т.е.  зашибись,  улёт,  отпад,  супер,  круто, классно,  клёво  и  подобные  словечки  наполовину  вытесняют   литературные выражения.

     Почему, если молодежь знает,  как  говорить  правильно,  она
говорит  неправильно?  Почему  предпочитает  использовать  осуждаемые  формы
речи, зная престижные, нормативные?

В результате небольшого исследования, выяснилось, что больше половины школьников употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами», часть школьников отмечают, что использование таких выражений связано с «плохим настроением». Для  некоторых употребление ненормативной лексики «является привычкой». Реже подростки употребляют ненормативную лексику для оскорбления другого.  Есть и такие, которые утверждают, что «так принято среди моих друзей».

      И мы, взрослые, не можем сделать вид, что «плохих» слов не существует, наверное, это было бы ханжеством.  По-видимому,  в  определенный
период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы,  преодолев
ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
    А нам следует  воспитать такой взгляд у подростков, как  то:  не
бросаться на «амбразуру»  телевизора,  когда  идут  фильмы  с  употреблением
неподобающей  лексики,  бездумно  «впитывать»   всю   лексику,   взятую   из
интернета,  в  частности  чатов.  Намного  важнее  показать  подростку,  что
красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а  что  вызывает
лишь отвращение. Тогда дети не будут  писать  на  стенах  и  использовать  в
своей речи  «русское народное слово» и  они будут знать,  что  употребленное
в присутствии взрослого  матерное  слово  расценивается  как  оскорбление  и
будут стараться не делать этого.

            Но перед тем, как приняться за чистку подросткового языка, необходимо проанализировать свой.   Всегда ли мы корректны в выражениях, всегда ли наша речь правильна и приятна для слуха окружающих?

В настоящее время предпринимаются определённые меры, направленные на повышение речевой культуры российских граждан, на ликвидацию ненормативного словоупотребления. Выдвигаются серьёзные инициативы по защите и поддержке русского языка и культуры речи. К числу таких инициатив относится разработка Федеральной программы «Русский язык», в которой сформулированы идеи о национально-культурной значимости русского языка, о необходимости воспитания сознательного и бережного отношения к родной речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий