Общешкольный
проект «Энциклопедия одного слова»
Проект направлен на повышение интереса к изучению
русского языка, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через
работу со словарями и справочной литературой. В ходе проекта учащиеся самостоятельно
проводят исследования о жизни слова в русской речи и оформляют результаты своей
работы в виде «стендов».
Цель:
формировать опыт самостоятельной познавательной
деятельности, активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору,
анализу и обобщению изученного материала; развивать коммуникационную и
творческую компетенции, способствовать сплочению семьи, единению семьи и школы;
воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи;
расширять жизненные познания детей; работать с ресурсами сети Интернет.
Вопросы,
направляющие проект
Основополагающий
вопрос
Что
такое "СЛОВО"?
Проблемные
вопросы
Что
такое Слово и его лексическое значение?
Как
"рождаются" слова?
Какие
слова мы называем однокоренными?
Кто
такие "друзья-синонимы"?
Почему
антонимы - "враги"?
Что
такое фразеологизмы?
Что
мы знаем о рифмах и словосочетаниях?
Учебные
вопросы
1.
Как научиться работать с разными типами словарей?
2.
Как определять параметры работы со словом и находить в словарях информацию о
нем?
3.
Как составлять комплексное представление о слове?
Содержание
проекта:
1. Каждый класс путём жеребьёвки получает слово для исследования.
2.
Проводится исследование слова ( происхождение,
значение, использование и т.д.)
3.
Материал систематизируется, отбирается только самый
значимый и интересный.
4.
Оформляется «стенд» с результатами работы.
5.
Все «стенды»
размещаются в фойе школы для ознакомления учащимися, педагогами,
родителями.
6.
Оргкомитет отмечает самые интересные работы.
7. Подводятся итоги проекта.
Схема-план
содержания стенда (примерный):
1. Слово… и его лексические значения (Возможно в
разных словарях: В. Даля, современном толковом словаре, энциклопедическом,
«Википедии»).
2. История происхождения слова (в этимологическом
словаре)
3. Слово… и «слова-родственники» (однокоренные).
4. Слово… и его «друзья-синонимы» (в словаре
синонимов).
5. Слово… и его «враги- антонимы» (в словаре
антонимов).
6. Слово…во фразеологических оборотах (во
фразеологическом словаре).
7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.
8. Слово…в русском фольклоре: в пословицах и
поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в
русских народных песнях
9. Слово…в названиях произведений литературы (русской
и зарубежной, в поэзии и прозе, в стихах русских и советских поэтов).
10. Слово…в названиях газет, журналов, в рекламе.
11. Слово…в названиях картин художников.
12. Слово…в названиях художественных фильмов.
13. Слово…в детском речевом творчестве (собственные
стихи, рассказы, сказки).
14. Слово…в иллюстрациях, рисунках. (Нарисуй свое
слово; придумай серию картинок, которые бы смогли отразить жизнь твоего слова;
можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с
употреблением этого слова).
15. Слово... и его цвет.
Внимание:
Не обязательно отражать все перечисленные позиции. Выберите только самые
интересные и значимые для вас! Возможно, вы используете информацию, не
указанную в схеме-плане.
Критерии оценки:
1. Соответствие
теме.
2. Информативность.
3. Эстетическое
оформление.
4. Оригинальность
подачи материала.
5. Творческий
подход.
Комментариев нет:
Отправить комментарий