По материалам лекций Бузиной Е.В. ( г. Салехард сентябрь, 2015)
"Уроки чтения. Камасутра
книжника"
Своими городами Александр Генис считает Ригу,
где он вырос, и Нью-Йорк, где он с 1977 года живет и работает - в газете
("Новый американец"), на "Радио Свобода", а главное - в
кабинете. Поделив жизнь между письменным ("Довлатов и окрестности") и
обеденным ("Колобок") столом, между Старым ("6 пальцев") и
Новым ("Американская азбука") Светом, между Востоком ("Билет в
Китай") и Западом ("Странник"), между литературой ("Иван
Петрович умер") и искусством ("Фантики"), Генис в своих книгах
упорно поднимает литературу нон-фикшн до той вершины, где она становится
литературой просто, отвоевывая себе особое место.
Читать Гениса легко, но лучше дважды.
Написанные со страстью и юмором "Уроки чтения"
служат детальной инструкцией по извлечению наслаждения из книг. Все 35 уроков
литературного гедонизма наглядны, увлекательны и полезны. Освоив их, каждый
окончит школу чтения, которое, по твердому убеждению Гениса, сулит
"общедоступное ежедневное счастье - для всех и даром".
Книга получилась не одноразовая, при этом
легкая, читать можно с любого места.
ФБ, Александр Генис https://www.facebook.com/alexander.genis.5?fref=nf
"Родная речь: уроки изящной
словесности"
Авторы, эмигрировавшие из СССР, создали на чужбине книгу, которая вскоре стала настоящим, пусть и немного шутливым, памятником советскому школьному учебнику литературы. Мы еще не забыли, как успешно эти учебники навеки отбивали у школьников всякий вкус к чтению, прививая им стойкое отвращение к русской классике. Авторы "Родной речи" и попытались снова пробудить у несчастных чад (и их родителей) интерес к отечественной изящной словесности. Похоже, попытка увенчалась полным успехом. Остроумный и увлекательный "антиучебник" Вайля и Гениса уже много лет помогает выпускникам и абитуриентам сдавать экзамены по русской литературе.
К примеру, совершенно поразительная статья о Иване Андреевиче Крылове - вы когда нибудь задумывались о том, что его басни утвердились в нашем сознании в качестве нравственных аксиом? Что именно так: не он переложил в стихи народную мудрость, а сам создал нравственные нормы, которые несли по жизни сначала гимназисты, потом их дети, потом российскую гимназию сменила советская...
«Литературная матрица»
"Литературная
матрица: Учебник, написанный писателями. XIX век. Сборник"
Современные писатели и поэты
размышляют о русских классиках, чьи произведения входят в школьную программу по
литературе (10 -11 классы).
Издание предназначено для
старшеклассников, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется
классической и современной русской литературой.
2-е издание, исправленное и
дополненное.
Это
учебник для старшеклассников, которые хотят глубже понять то, что проходят на
уроках литературы, и вообще для всех, кому русская литература интересна. Наши
современники - писатели (Людмила Петрушевская, Татьяна Москвина, Сергей носов,
Валерий Попов и другие) поделились своими мыслями по поводу творчества
выбранного ими классика. Здесь нет детальной биографии или подробного анализа
отдельных произведений. Но очень хорошо освещен весь творческий путь, удачи и
неудачи, спорные места и безусловные открытия.
В первый том пошли стать о
Грибоедове, Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Остворвском, Гончарове, Тургеневе,
Тютчеве, Фете, Алексее Толстом. Некрасове, Чернышевском, Салтыкове-Щедрине,
Достоевском и Льве Толстом
«Книгочет»
"Книгочет: пособие по новейшей
литературе с лирическими и саркастическими отступлениями"
"Книгочет: Пособие по новейшей
литературе, с лирическими и саркастическими отступлениями" - это авторский
взгляд прозаика, поэта и журналиста Захара Прилепина, много лет ведущего
литературные колонки в "Новой газете", "Медведе",
"Русском журнале".
"Иерархии в современной литературе
сложились при минимальном участии самих литераторов. Приложили руку кто угодно
- ведущие литературных колонок в изданиях для коммерсантов и глянцевых
журналах, меценаты, словоохотливые ЖЖ-юзеры...
Между тем, традиционно в
русской литературе словесность воспринималась как поле общей работы - как много
критики писали Горький и Брюсов, Мережковский и Гиппиус, Андрей Белый…
Мне захотелось поделиться своими
представлениями о том, что являла собой литература в последнее десятилетие. Не
скажу, что сказано обо всём (это и невозможно, и бессмысленно), но про
наболевшее у меня лично я постарался не забыть и картину в целом набросать.
Захар делиться своими предпочтениями
ярко,эссеистично и,как всегда,ёмко и откровенно...в прозе это Терехов и
Иванов,Лимонов и Проханов.В поэзии-Полозкова и Витухновская..и много много ещё
чего вы узнаете о совсем,казалось,неведомых авторах,как то-Кузнецов-Тулянин...и
иже с ним..Интересное и полезное чтение всем,кто любит и читает русскую
литературу сегодня.
Прилепин очень много читает, в курсе всех
новинок, его оценка точна, обоснована и безусловно интересна. Во время
разговора Захар сослался на этот сборник, после чего я и приобрела его.
Мне нравится все, что пишет Прилепин, но
эссе удаются ему особенно хорошо, поэтому читать это пособие по новейшей
литературе сплошное удовольствие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий