Пускай историю страстей и
дел моих хранят далекие потомки….
17 октября в Горковской средней школе
для всех любителей поэзии открыла двери
литературная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Под звуки вальса А.Хачатуряна из драмы
«Маскарад» начали своё повествование о великом поэте ведущие, Замятин Андрей и Дубинина Анна, в образах молодых дворян 19 века. Ребята
рассказывали о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о его интересах и
увлечениях, воспитании и окружении…
Рассказ ведущих время от времени прерывался, но лишь для
того, чтобы гости могли услышать бессмертные строки поэта. Перед зрителями один за другим возникали
образы героев лермонтовской поэзии: вот девушка в сарафане качает младенца,
напевая ему колыбельную (Мороко Марина), а вот печальная русалка грустит о
спящем витязе (Зиновьева Милена); молодой
человек с трудом сдерживает пылкий жар сердца, восклицая: «Нет, я не Байрон, я
другой!» (Беляевских Саша); под
колокольный перезвон обращается ко всему честному народу купец Калашников
(Бармак Сергей); заново переживает бой с барсом Мцыри (Смирнов Влад), к
рассказу которого нельзя оставаться бесстрастным….
Стихотворения
М.Ю. Лермонтова звучали в исполнении учащихся 5,6,7 классов (Карпинской Натальи, Соскова Ильи, Пасечника Павла,
Остякова Данила, Седельникова Данила), а также старшеклассников (Саенко Влады,
Борута Ольги). Интересную творческую работу для гостей подготовила
Аксарина Оксана: под самостоятельно
смонтированный видеоролик, посвящённый гибели А.С.Пушкина девушка блестяще исполнила стихотворение
«Смерть поэта». В пространстве, озаряемом лишь слабым пламенем свечи, торжественно и печально звучали слова, ставшие хрестоматийными…
А вот пятиклассник Харитонов Ефим,
пригласил свою бабушку, Рочеву Н.Г. Вместе они прочитали стихотворение
«Бородино» и были горячо поддержаны публикой.
Все гости литературного вечера имели возможность
поучаствовать в интерактивной викторине, посвящённой М.Ю. Лермонтову, где
показали знания биографических фактов и творческого наследия поэта.
Исследовательский проект о Лермонтове-
художнике представили вниманию зрителей ученик 11 класса Рыбак Юлиан со своей
мамой Халиулиной Т.В. Юлиан сам увлекается живописью, наверное поэтому,
докладчики смогли заинтересовать результатами своего исследования всех, сидящих в зале.
Неожиданным оказалось выступление
учителя математики Харитоновой В.В. со своими помощниками Айдаковым Денисом и
Штаймец Арией. Они предложили гостям решить математические загадки, которые
составил М.Ю. Лермонтов. С удивлением и восхищением любители поэзии узнали, что
поэт был и … математиком!
Учащиеся 6б и 8а класса прочитали
стихотворения других поэтов, посвящённые жизни и творчеству русского классика.
А в заключении вечера прозвучал романс
на стихи поэта «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Белых Н.В., Русмиленко
Кристины, Аксариной Оксаны и Беляевских Александра.
После окончания программы, гости
разошлись не сразу, делились впечатлениями, благодарили организаторов
гостиной (Дубинину Е.А., Чупрову О.А.).
Но, пожалуй, самым ценным было то, что и ребята, и взрослые, погрузившись в
творческое наследие великого поэта, смоглипроникнуться лирическим настроением, приобщиться
к огромному и прекрасному миру поэтического искусства.
Евгения
Дубинина,
учитель русского
языка и
литературы МБОУ «Горковская СОШ»
Святки
- две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник 6
января и продолжавшиеся до Крещения 19 января всегда являлись основным зимним
праздником на Руси. В Святки все 12 дней никто не брался ни за какую работу,
боясь несчастья.
В России
в первый святочный день нужно было молиться об усопших, стоять службу в церквях
и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали
всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в
саже. С гоготом и свистом впрягались они в телегу, в которую сажали набитую
соломой тряпичную куклу – Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху.
Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и
начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять
дней. Вся, так называемая, культурная программа праздника, состояла из
всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных
боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.
Во
время святочных праздников в российских городах и больших селах в XIX - начале
XX вв. часто устраивались ярмарки, длившиеся иногда не один день. Ярмарка
в то давнее время играла роль центра общения, гулянья и веселья. Собираясь на
ярмарку, люди старались надевать праздничную одежду. Обычно торговые
места располагались на площади возле церкви, и народ шел на ярмарку сразу после
церковной службы. Наступало время отдыха и развлечений, особенно для молодежи.
На ярмарку старались попасть и люди из окрестных и дальних деревень. На площади
ставили торговые палатки, балаганы и просто телеги, с которых и велась
торговля. Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары,
разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная
шумная толпа. Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны,
бусы, нитки, гребенки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую
домашнюю утварь. В продуктовых рядах предлагали баранки и бублики, колбасы,
сыры, мед, недорогие лакомства, семечки и орехи. Можно было тут же съесть
пирожок, попробовать горячий сбитень, выпить квасу. На ярмарке было
много развлечений: можно было покататься на каруселях, качелях или русских
горках, пойти в балаган (передвижной театр) или просто на улице посмотреть
недорогое представление.
Во
время ярмарок строились балаганы1. Они обычно располагались на
рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В них выступали фокусники,
силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие
пьесы, разыгрывались лотереи… И всюду актеры находили множество благодарных
зрителей. Народные актеры в большинстве своем не были профессионалами, это были
особого рода любители, знатоки народной традиции, которая переходила по
наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению
деревенской молодежи. Они разыгрывали на площади небольшие сценки, пьески,
игровые диалоги… Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к
зрителям.
Издавна
на Руси были скоморохи: комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики.
Они принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве скоморохов
сложены пословицы ("Всяк спляшет, да не как скоморох"), песни и
былины.
Нередко
на праздничной ярмарке выступал "ученый" медведь. На радость публике
"господин Топтыгин" по приказу вожака изображал, "как девки с
коромыслом ходят", "как мужик напивается да в грязи
валяется","как поп Мартын к заутрене идет, на костыль упирается, тихо
вперед подвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья
его не догонит" и т. д.
Как
видите, русская ярмарка была не просто продолжением и дополнением праздника,
а очень важной составляющей частью жизни человека, особенно живущего в
маленьком городке или дальнем селе; она позволяла не только отвлечься от
будничных забот, себя показать и на других посмотреть, но и построить новые
отношения, ощутить себя в новой жизненной роли и, наконец, расширить кругозор и
понять, как прекрасен мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий