Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

За страницами учебников

 

                   Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки….


17 октября в Горковской средней школе для всех любителей поэзии открыла  двери литературная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.  Под звуки вальса А.Хачатуряна из драмы «Маскарад» начали своё повествование о великом поэте  ведущие, Замятин Андрей и Дубинина Анна,  в образах молодых дворян 19 века. Ребята рассказывали о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о его интересах и увлечениях,  воспитании и окружении…

Рассказ ведущих  время от времени прерывался, но лишь для того, чтобы гости могли услышать бессмертные строки поэта.  Перед зрителями один за другим возникали образы героев лермонтовской поэзии: вот девушка в сарафане качает младенца, напевая ему колыбельную (Мороко Марина), а вот печальная русалка грустит о спящем витязе (Зиновьева Милена);  молодой человек с трудом сдерживает пылкий жар сердца, восклицая: «Нет, я не Байрон, я другой!» (Беляевских Саша); под  колокольный перезвон обращается ко всему честному народу купец Калашников (Бармак Сергей); заново переживает бой с барсом Мцыри (Смирнов Влад), к рассказу которого нельзя оставаться бесстрастным….

Стихотворения М.Ю. Лермонтова звучали в исполнении учащихся 5,6,7 классов (Карпинской  Натальи, Соскова Ильи, Пасечника Павла, Остякова Данила, Седельникова Данила), а также старшеклассников (Саенко Влады, Борута Ольги). Интересную творческую работу для гостей подготовила Аксарина  Оксана: под самостоятельно смонтированный видеоролик, посвящённый гибели А.С.Пушкина  девушка блестяще исполнила стихотворение «Смерть поэта». В пространстве, озаряемом лишь слабым пламенем свечи,  торжественно и печально звучали  слова, ставшие хрестоматийными…

А вот пятиклассник Харитонов Ефим, пригласил свою бабушку, Рочеву Н.Г. Вместе они прочитали стихотворение «Бородино» и были горячо поддержаны публикой.
Все гости  литературного вечера имели возможность поучаствовать в интерактивной викторине, посвящённой М.Ю. Лермонтову, где показали знания биографических фактов и творческого наследия поэта.

Исследовательский проект о Лермонтове- художнике представили вниманию зрителей ученик 11 класса Рыбак Юлиан со своей мамой Халиулиной Т.В. Юлиан сам увлекается живописью, наверное поэтому, докладчики смогли заинтересовать результатами своего исследования  всех, сидящих в зале.

Неожиданным оказалось выступление учителя математики Харитоновой В.В. со своими помощниками Айдаковым Денисом и Штаймец Арией. Они предложили гостям решить математические загадки, которые составил М.Ю. Лермонтов. С удивлением и восхищением любители поэзии узнали, что поэт был и … математиком!

Учащиеся 6б и 8а класса прочитали стихотворения других поэтов, посвящённые жизни и творчеству русского классика.

А в заключении вечера прозвучал романс на стихи поэта «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Белых Н.В., Русмиленко Кристины, Аксариной Оксаны и Беляевских Александра.

После окончания программы, гости разошлись не сразу, делились впечатлениями, благодарили организаторов гостиной  (Дубинину Е.А., Чупрову О.А.). Но, пожалуй, самым ценным было то, что и ребята, и взрослые, погрузившись в творческое наследие великого поэта, смоглипроникнуться лирическим настроением, приобщиться к огромному и прекрасному миру поэтического искусства.

Евгения Дубинина,

учитель русского языка и

 литературы МБОУ «Горковская СОШ»
 
 

Святки - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник 6 января и продолжавшиеся до Крещения 19 января всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки все 12 дней никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья.


 
В России в первый святочный день нужно было молиться об усопших, стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. С гоготом и свистом впрягались они в телегу, в которую сажали набитую соломой тряпичную куклу – Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Вся, так называемая, культурная программа праздника, состояла из всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.

Во время святочных праздников в российских городах и больших селах в XIX - начале XX вв. часто устраивались ярмарки, длившиеся иногда не один день. Ярмарка в то давнее время играла роль центра общения, гулянья и веселья. Собираясь на ярмарку, люди старались надевать праздничную одежду. Обычно торговые места располагались на площади возле церкви, и народ шел на ярмарку сразу после церковной службы. Наступало время отдыха и развлечений, особенно для молодежи. На ярмарку старались попасть и люди из окрестных и дальних деревень. На площади ставили торговые палатки, балаганы и просто телеги, с которых и велась торговля. Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребенки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь. В продуктовых рядах предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мед, недорогие лакомства, семечки и орехи. Можно было тут же съесть пирожок, попробовать горячий сбитень, выпить квасу. На ярмарке было много развлечений: можно было покататься на каруселях, качелях или русских горках, пойти в балаган (передвижной театр) или просто на улице посмотреть недорогое представление.
Во время ярмарок строились балаганы1. Они обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы, разыгрывались лотереи… И всюду актеры находили множество благодарных зрителей. Народные актеры в большинстве своем не были профессионалами, это были особого рода любители, знатоки народной традиции, которая переходила по наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению деревенской молодежи. Они разыгрывали на площади небольшие сценки, пьески, игровые диалоги… Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям.

Издавна на Руси были скоморохи: комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики. Они принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве скоморохов сложены пословицы ("Всяк спляшет, да не как скоморох"), песни и былины.

Нередко на праздничной ярмарке выступал "ученый" медведь. На радость публике "господин Топтыгин" по приказу вожака изображал, "как девки с коромыслом ходят", "как мужик напивается да в грязи валяется","как поп Мартын к заутрене идет, на костыль упирается, тихо вперед подвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит" и т. д.

Как видите, русская ярмарка была не просто продолжением и дополнением праздника, а очень важной составляющей частью жизни человека, особенно живущего в маленьком городке или дальнем селе; она позволяла не только отвлечься от будничных забот, себя показать и на других посмотреть, но и построить новые отношения, ощутить себя в новой жизненной роли и, наконец, расширить кругозор и понять, как прекрасен мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий