Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Муниципальный педагогический Марафон- 2016

Использование технологий, методов и приёмов личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках литературы
Подготовила : учитель русского языка и литературы
 МБОУ "Горковская СОШ Дитц Е.А.


1.     Актуальность темы.
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются различные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения.
2.       Формы, методы и приёмы организации личностно ориентированного обучения на уроках литературы
Литература по сути своей предмет личностно-ориентированный.
Личностно-ориентированный подход, а также технология построения личностно-ориентированного урока базируется на шести основных принципах:
ü  принцип самоактуализации,
ü  принцип индивидуальности,
ü  принцип субъектности,
ü  принцип выбора,
ü  принцип творчества и успеха,
ü  принцип доверия и поддержки. 





Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших учеников
величайшими ценностями, к которым нужно бережно и любовно относиться, как научить их понимать себя, другого человека, что поможет нам, педагогам, понять своих воспитанников?
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно- ориентированного обучения на уроках литературы, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

2.1.Мотивация ученической деятельности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.  Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Стремлюсь к тому, чтобы в центре урока был вопрос – проблема, личностно значимая для учеников, тревожащая их или  постановка учебной проблемы как вызов. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

Например, начинаю урок в 9 классе по теме И.С.Тургенев «Ася». Задаю вопросы ученикам:
ü  О чём повесть?
ü  Как бы вы назвали повесть? (варианты)
Оформим запись на доске как литературную задачу.
Дано: Ася, Н.Н.
Любовь героев.
Доказать: Почему нет счастья?

 Или, например, после объявления темы занятия спрашиваю

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке ?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем
уроке ? 

На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя:
ü  Как бы вы поступили в такой ситуации?
ü  Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…
Например, до изучения рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого задается вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Обратимся к рассказу и посмотрим, как ведут себя герои
Или

Случалось ли вам обманывать? В каких ситуациях? Какие чувства вы при этом испытывали? Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берёт такую ситуацию?( В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока , но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

2.2. Личностно-ориентированный диалог.
Преподавание литературы как искусства слова построено на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет.
 Личностно-ориентированный диалог - процесс равноправного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров, относящихся друг к другу толерантно. 
Становление личностной позиции учащегося происходит, прежде всего, через личностно-ориентированный диалог, одним из самых действенных способов организации которого признается групповая работа, которая не устраняет из диалога личность, а помогает каждому чувствовать себя увереннее.
Прибегая к групповой работе, следует дать им возможность делиться мыслями друг с другом. Слишком много времени на уроке наши ученики находятся в позиции слушающихся, а надо ставить их в позицию говорящих, делающих. Работа в группе способствует воспитанию толерантности, развивает умение работать сообща, вести диалог, прислушиваться к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес; приобретаются навыки публичных выступлений.
Группы можно формировать по интересам, учитывая при этом способности и интересы учащихся. Так, например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс), класс можно разделить на четыре группы: историки (подбирают материал об истории создания поэмы), литературоведы (делятся знаниями об особенностях поэтического языка поэмы), художники (предоставляют иллюстративный материал для обсуждения), музыканты (знакомятся с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила», делятся впечатлениями с классом).  
Заключительным занятием по теме может быть метапредметная игра «Литература +», целью которого является научить аргументировано высказывать собственные мысли, развить практические умения работы с текстом, выбирать из текста нужное и значимое.
Ребята знакомятся с условиями игры в начале учебного года. Они предупреждаются учителем, что каждый из них может подготовить свои вопросы и

задания, подобрать материал для музыкальных пауз. Учитель готовит вопросы по каждому сектору. Всего на барабане 16 секторов:
«Литература +»
1.       Русский язык.
2.       Математика.
3.       История.
4.       География.
5.       Живопись.
6.       Музыка.
7.       ТВ, кино.
8.       Иностранный язык.
9.       Творчество.
10.  Фантазия.
11.  Актерское мастерство.
12.  Музыкальная пауза.
13.  Любовь.
14.  Литература.
15.  Юмор.
16.  Экология, эврика, этика.
Задания и вопросы к игре по повести И.С.Тургенева «Ася»
Сектор №1 «Литература + Русский язык».
Объясните значение и правописание слов: захолустье, лон-лакей, Грюне Гевебле, книксен, чопорно, бургомистр…
Сектор №2 «Литература + Математика».
1.       Сколько лет было Н.Н., когда он отправился в путешествие?
2.       Каково расстояние городка З. от Рейна?
3.       Сколько лет была Ася в пансионе?
Сектор №3 «Литература + История».
1.       В какое время творил Рафаэль?
2.       В какое время жил и творил Ван-Дейк?
Сектор №4 «Литература + География».
1.       Где находится коллекция драгоценных камней, о которой говорится в повести?
2.       В каком городке Н.Н. познакомился с Гагиным и Асей?
3.       Где находится картина Рафаэля
Сектор №5 «Литература + Живопись».
1.       На какую девушку с картины известного художника была похожа Ася по мнению Н.Н.?
2.       В стиле какого художника была на Гагине круглая шляпа?
Сектор№6 «Литература + Музыка».
1.       Какую музыку услышал Н.Н. в начале повести?
2.       Какие музыкальные инструменты сумел различить герой?
3.       Под звуки музыки какого композитора танцевали Ася и Н.Н. ?
Сектор №7 «Литература + ТВ, кино».
Экранизирована повесть «Ася»?
Сектор №8 «Литература + Иностранный язык».
1.       На каких иностранных языках разговаривала Ася?
2.       Из каких языков и что значат слова: филистер, коммерш?
3.       Как переводится «Грюне Гевебле»?
4.       На каких иностранных языках разговаривала Ася?
5.       Из каких языков и что значат слова: филистер, коммерш?
Сектора №9 «Литература + Творчество».
Проинсценируйте понравившийся эпизод и объясните свой выбор.
Составьте комикс по повести.
Сектор №10 «Литература + Фантазия».
Представьте, что Н.Н. набрался решимости, и состоялось счастье Н.Н. и Аси. Как сложилась бы их жизнь?
Сектор №11 «Литература + Актерское мастерство».
Сыграйте эпизод, отражающий характер героя (героини) и попробуйте передать их чувства.
Сектор 12 «Музыкальная пауза».
Сектор№13 «Литература + Любовь».
1.       Как вспоминает литературный герой о ране своего сердца (увлечении молодой вдовой)?
2.       Опишите сцену объяснения Аси с Гагиным.
Сектор №14 «Литература + Литература».
1.       Какие детали использует Тургенев?
2.       Какие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения использует автор при описании: а) героев; б) местности; в) при раскрытии тайны психологии героев?
3.       Какую роль играет 16 гл. в повести?
Сектор №15 «Литература + Юмор».
1.       Какие смешные сцены вы можете назвать?
2.       С помощью чего создает их автор?
Сектор №16 «Литература + Э (экология, этика, эврика)».
1.       Как говорит автор о воспитании Аси и Гагина?
2.       В чем различие в их воспитании?
3.       Чем угощали гостя? Чем полезны эти продукты?
2.3. Метод активизации субъектного опыта учащегося.
На основе личностно-ориентированного диалога успешно реализуется метод, обеспечивающий личностно-ориентированную направленность урока литературы  - метод активизации субъектного опыта учащегося.
Методы и приемы актуализации субъектного опыта, используемые мною, в большей степени основываются на индивидуальном характере ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, чувств. Значительное место занимают такие мыслительные операции, как ассоциации, сравнения. Сюда относятся отношение человека к окружающему миру, интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Методы и приемы актуализация субъектного опыта учащихся на уроках литературы.
а) диагностика и самодиагностика, познание своего внутреннего «Я», изучение своего внутреннего состояния, исследование своего характера и т.д.
Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Литература – искусство слова. И то, как это слово отзовется в каждом ученике, как каждый представляет себе услышанное или прочитанное зависит от личного индивидуального опыта ученика, от свойств его личности. Такие приемы я очень часто использую, они нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа. Это помогает изучить свое внутренне состояние в данный момент относительно темы урока и работы с текстом произведения. 

      Вопросы могут быть сформулированы следующим образом:
-Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово
- В виде какого образа ты можешь представить… (данную проблему произведения, ситуацию и т.д.).
Составляя ассоциативный ряд, дети обращаются к своим мыслям, чувствам, переживаниям, вспоминая свой индивидуальный жизненный опыт, используя свое видение ситуации. А это немаловажно, т.к. идет опора на внутренние мотивы ребенка, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов. Кроме того, дети учатся отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями.
Раскрась свои чувства.
Предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д. Выполнять можно и устно, и письменно. Чаще всего в психологии так интерпретируют цвета: желтый – искренность, радость; оранжевый – счастье, дружелюбие, доброжелательность; зеленый – удовольствие, но и внимание, сосредоточение; синий – грусть, печаль, тоска; ярко-красный – гнев, раздражение; коричневый – чувство вины, сочувствие, сострадание; черный – страх, негатив; розовый– мечта, фантазия.
Вообще, цвет имеет большое воздействие на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление (легкость, тяжесть и т.д.). цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта. Поэтому цвет я использую как фон для записи ключевых слов темы, текста, для создания контраста (см. фрагмент урока «Концепция любви в творчестве И.А. Бунина в приложении).

Ладони.
Обвести на листе бумаги свою ладонь и в каждом пальчике написать по одному качеству, которое понравилось / не понравилось в герое. Можно передавать по кругу. Можно обвести обе ладони, в левой писать негативные стороны, в правой – позитивные. Еще один вариант: в правой написать качества героя, в левой – в соответствующем пальце свое похожее и сравнить. Вариантов может быть несколько. Есть еще один интересный момент: каждый палец соответствует не только определенной системе организма, но и качеству личности (свободное движение пальца в любом положении руки и других пальцев говорит о развитости этого личностного качества). Поэтому можно (несерьезно, конечно) поговорить о том, почему того или иного персонажа разместили именно в этот пальчик.

Самохарактеристика 
На основе выводов, сделанных на уроке по поводу значимых качеств какого-то персонажа, личности выдающегося писателя, сформулированных на уроке жизненных установок, написать только те свои качества, которые присутствуют в вашем характере. (дети напишут разные качества, т. к. каждый по-своему воспринял героя,

ситуацию и т.д.). Затем можно по собранным характеристикам узнать, кто из одноклассников написал ту или иную характеристику. Данная методика помогает преодолеть внутренние комплексы, оценить себя с определенной точки зрения, развивает умение чувствовать другого человека, принимать, себя и других, а главное – сделать выводы урока личностно значимыми, актуализировав субъектный опыт каждого ученика.

 Вершина.
На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа, например, Л.Н. Толстого «Война и мир» или произведений Достоевского. Если позволяет эмоциональный настрой класса и психологические особенности детей этого класса, можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя.

Какой я? – Какой герой?
Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место. Так, например, можно сравнить себя и Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Н.В. Гоголя, себя и чеховского Ионыча и т.д. Ученику выдается бланк:
 Черты характера
Свойственно мне (+, -, ?)
Свойственно герою (+,-, ?)
Возможно, совпадений и не будет, но есть возможность проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта. Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках (список черт может варьироваться), проявляется как своеобразие каждого ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.

Построчный анализ стихотворения.
Стихотворение читается не сразу, а постепенно, построчно. Данный прием учит детей предугадывать развитие ситуации, развивает интуицию. Пример урока анализа стихотворения с использованием данного приема представлен в приложении. Ниже я приведу только фрагмент урока с использованием построчного анализа и ассоциаций для стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям».
Предлагаю записать слово сеятель и свой ассоциативный ряд к нему, объявляя только название стихотворения. Вспоминая характерные черты поэзии Некрасова, дети выстраивают примерно такой ряд: сеет зерно, пшеницу, овес, рожь; крестьянин; поле; семена; земля.


Открываю первую строчку и прошу сделать то же самое, но уже относительно содержания первой строки: ^ Сеятель знанья на ниву народную. Появляются такие ассоциации: мудрец, учитель на селе, крупица знаний, просвещение, несет знания в народ.
Предлагаю подумать, к кому же все-таки обращается автор? Ученики обычно сходятся на том, что это сельский учитель, несущий научные знания непросвещенному народу. Тогда обращаемся к истории создания стихотворения и выясняем, что либеральная критика именно так и трактовала стихотворение Некрасова. Но оказывается революционер-демократ Некрасов посвятил свое стихотворение пропагандистам революции 1870-х годов, которые призывали народ на борьбу с самодержавием. На этом этапе можно сразу определить, какой прием лежит в основе всего стихотворения – аллегория.


б) эмоционально-направленные методы и приемы, позволяющие с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя определенный набор правил поведения, действий в определенной ситуации.

Сад моей души. 
Цель: осознать свою ценность и значимость вне зависимости от внешних ситуаций (использовался при анализе рассказа А.Платонова «Неизвестный цветок»).
Инструкция: Закройте глаза и понаблюдайте за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой травой, слышите шелест листьев и пенье птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Но вот впереди вы замечаете необычное сияние. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и прекрасен. Откройте глаза и и взгляните на мир так, как его видит этот цветок, что он чувствует, что думает, как ему в этом мире. Оглянитесь еще раз. Это был сад, сад вашей души.

Предмет как проблема.
Представить проблему произведения, урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, перешагнуть, выбросить, не обращать внимания и т.д. А есть ли возможность выхода из ситуации у нашего героя?
На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…
Например, до изучения повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого задается вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Обратимся к повести и посмотрим, как ведут себя герои повести.

Встреча с мысленным наставником.
Чтобы предложить свое решение определенной проблемы можно на минуту обратиться к мысленному наставнику. Этот прием нравится пятиклассникам.
Инструкция: Закройте глаза и представьте себе погожий летний день. Вы медленно идете по лесной тропинке, которая выводит вас в красивое место (представьте любимое место на природе). Посреди поляны вы видите свечение, образ. Он (она) ждет ваших вопросов. Задайте ему вопрос и договоритесь о том, что будет обозначать ответ «да», дождитесь ответа, договоритесь о следующей встрече.
Вопросы мысленному наставнику можно задавать как касающиеся изучаемой темы, так и волнующие вопросы о себе. Можно заранее обговорить с учениками тот одинаковый вопрос, который задаст своему наставнику каждый и обсудить полученные ответы. Интересы даже сами образы мысленных наставников, возникающих в воображении детей.
 Подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он взглянул во внутрь себя можно и с помощью сравнений с обстановкой. Эта методика может варьироваться в зависимости от обстоятельств.
Осмотритесь в помещении. Не видите ли вы что-нибудь такое, что вам хотелось бы изменить? Что именно? А можете вы обнаружить в себе то, что хотелось бы изменить? Что именно? И т.д. (видите вы вокруг что-то новое? А можешь после нашего урока обнаружить у себя что-то такое, чего еще не было вчера, до урока?)

Мое личное место.

Данный прием можно использовать при изучении произведений, где главный герой мечется в поисках смысла жизни, своего места в этой жизни.
Инструкция: Очень часто мы говорим в повседневной жизни: «здесь я чувствую себя, как дома», «здесь мое место», иногда нам нравится одиночество, иногда хочется общения, в зависимости от состояния и настроения. Начните ходить по классу в течение 2-3 минут в поисках такого места, которое вам нравится, может быть, ближе к кому-то, или, наоборот, подальше. Если вы вдруг поняли, что место чем-то вас не устраивает, перейдите на другое.
Когда ученики нашли «свое» место, можно провести аналогию с жизнью и с изучаемым произведением («
^ Твое место там, где ты сейчас находишься. Почувствуй «почву» под ногами. Точно так же в поисках своего места человек идет по жизни и т.д.)

     Описание с закрытыми глазами.

Часто мы пытаемся обратить внимание детей на какую-то художественную деталь текста, чтобы вывести на понимание характера героя или символичного авторского знака. Чтобы ученикам было понятнее, зачем, например, обращать внимание на предметы в комнате Евгения Онегина или почему у гоголевской Коробочки обои «в куриную лапочку», можно провести параллель с их собственным опытом.

Инструкция: закройте глаза и представьте свою комнату. Какие предметы вы видите в ней? Какого они цвета? Что находится на столе? Почему именно так, а не иначе ты расположил вещи на полке? Можно ли что-то убрать? Важно ли для тебя то, что находится в твоей комнате? и т.д. Затем провести аналогии с художественным произведением.

Тайный дар (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»).

Инструкция: Ребята, сегодня мы очень много говорили об отношениях между людьми, о гуманных поступках, сочувствии, сострадании, милосердии, любви. Давайте же не будем ждать и подарим это друг другу прямо сейчас. Возьмитесь за руки или соедините ладони и мысленно подарите друг другу через руки кусочек радости и счастья, порцию доверия, любви или уважения (соединить ладони по кругу легко, если работа была в группах и организация учебного пространства соответствует этому, но можно сделать подарок и в парах).

 Шкатулка.

Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя? (в шкатулку лучшего всего складывать что-то абстрактное, качества характера, ведь она же волшебная). Можно положить в шкатулку пожелания герою в дальнейшей жизни.

      Встреча с героем.

Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?

           Разожми кулак.

Работа в парах. Один сжимает кулак, другой пытается его разжать. Затем меняются ролями и ситуация повторяется. Дети обычно пытаются применить силу. Оказывается, что можно не только силой, можно просьбой, можно поглаживанием, а можно даже рассказать сказку «Солнце и ветер» (Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан сильнейшим». И вот стал ветер дуть, очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ). Задача учителя – перевести содержание притчи и выполненного упражнения в соответствие теме урока или обсуждаемой ситуации.

          Искусанного кусают все.
Эту методику я применяла на уроке по изучению рассказа Железнякова «Чучело». По каждому ряду пустить мягкую игрушку (дети обычно очень трепетно относятся к мягким игрушкам, даже в старших классах) и попросить каждому ущипнуть ее как можно сильнее. Затем идет обсуждение того, как каждый чувствовал себя в роли кусающего? А как, по-вашему, чувствует себя жертва?
   Поймем друг друга через руки.

Угадать мысли другого по определенному заранее, конкретному вопросу, держа его за руки.
Тактильные ощущения являются ведущим способом получения информации у многих учеников (кинестеты), особенно у школьников 5-6 класса. Поэтому методики, основанные на тактильных ощущениях, понравятся таким ученикам.


в) методы и приемы развития творческих способностей, когда самоанализ, рефлексия полученной информации, пережитые эмоции преломляются в творческой деятельности.

 Телеграмма. 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения.
Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

 Письменное высказывание.

Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика. Например, после изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.
Подобную же работу можно провести и на примере положительного героя произведения.

Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.).

Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера героя и т.д.

Затем пишется способ приготовления. Например, для героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова способ приготовления может включать в себя следующие действия: одеть в старый замаслены халат, положить на старый диван и т.д.

Можно написать рецепт приготовления самого себя, если это вписывается в замысел урока.

Открытка в подарок.

Суть приема заключается в следующем: если бы ты выбирал герою открытку в подарок, открытка с какой надписью подошла бы герою больше всего? А что лучше всего изобразить на открытке?

Придумывая надпись и рисунок, ученик вспоминает качества героя, одновременно выявляя свое отношение к этому герою.

Скульптура чувств.

Построить живую скульптуру на заданную тему. Например, скульптуру чувства собственного достоинства. Можно разделить класс на группы и сравнить скульптуры человека с чувством собственного достоинства и без него, а затем поделиться впечатлениями.

Построчное рисование.


Когда и на каком этапе урока применить те или иные методы, зависит от содержания, способов организации учебного занятия, специфики конкретной учебной ситуации урока, специфики цели конкретного урока, а самое главное – учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Отбор направленности методов и приемов зависит и от эмоционального состояния класса и каждого конкретного ученика.

Используя методы и приемы, способствующие актуализации субъектного опыта каждого ученика, я заметила повышение интереса детей к предмету литературы. Преобладающим уровнем познавательной мотивации стал высокий и средний. Дети стали более открытыми, эмоциональными, это прослеживается и в творческих работах детей. Сочинения и письменные высказывания стали более самостоятельными, выразительными, идущими от сердца. В каждом сочинении прослеживаются особенности личности ученика, которые он не прячет, а смело демонстрирует. 
В конце урока обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя. 

3. Заключение.
Личностно- ориентированный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.
Актуализация субъектного опыта учащихся – необходимое условие проведения урока в рамках личностно ориентированной технологии. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления учениками своих субъектных качеств трудно представить возможность достижения целей личностно ориентированного урока.
Формирование ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся должно происходить на различных стадиях освоения учебного материала. Я пытаюсь использовать методы и приемы, с помощью которых актуализируются ранее накопленные детьми знания на этапе введения новой информации, на этапе закрепления и проверки знаний учеников. Главное, чтобы ситуация урока и получаемая информация прошла через внутреннее «Я» ученика, стала личностно значимой для него.
ü  Преимущество использования методов и приемов эмоционально-психологической направленности, тематически связанных с проблемой литературного произведения, обсуждаемого на занятии, имеют следующие преимущества,
ü  Создают настроение урока, оптимизируют его содержание, помогают управлять тревожностью на уроке, освободить внутреннее «Я» ученика;Способствуют осознанию важности получаемых знаний на сегодняшний момент («здесь и сейчас» характерно для подросткового возраста) и в будущем;
ü  Помогают выработать осознанное отношение к результату своей деятельности, идя к нему от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;
ü  Способствуют процессу самопознания и самодиагностики в ходе анализа литературного произведения;
ü  Помогают осмыслению своей жизнедеятельности (рефлексия);
ü  Способствуют самовыражению, самоутверждению, саморегуляции личности;
ü  Развивают эмоциональную сферу учащихся, их эмпатические способности, воображение, а также духовные и нравственные качества;
ü  Усиливают мотивацию учения, развивают интерес к предмету;
ü  При выходе на творческую деятельность ученик имеет возможность проявить свои интересы, склонности, способности, положительные стороны «Я»-концепции.
Способствуя реализации всего вышеперечисленного на уроке, описанные методы и приемы должны применяться при учете индивидуальных, психологических особенностей детей класса, в сочетании с активными методами работы, созданием ситуаций выбора и успеха, доверия и поддержки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий