Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

Современная проза для подростков:




По материалам лекций Бузиной Е.В. ( г. Салехард сентябрь, 2015)
Современная проза для подростков:
 

Темы и проблемы
Авторы, книги
Развод родителей, взаимоотношения ребенка с отчимом или мачехой
Е. Габова «И отец мой и мама моя»
Тема сиротства, проблемы детей в детских домах и приемных семьях
Д. Сабитова «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени».

С. и Н. Пономарёвы «Боишься ли ты темноты?»

Взаимоотношения детей в школе с учителями, сверстниками
Е. Габова  «Двойка" по поведению», «Не пускайте рыжую на озеро».
А.Гиваргизов «Записки выдающегося двоечника».
Жвалевский, А., Пастернак Е. «Я хочу в школу!».
О первой любви
Т. Крюкова «Костя и Ника».
С. и Н. Пономарёвы «Фото на развалинах».
Е. Габова «Большая девчонка», «Толик Дуб Сергеевич»
Вопросы расовой и религиозной терпимости, толерантного отношения к людям иной веры и национальности
М. Мартиросова «Фотографии на память»
 
Проблема правильного выбора и  ответственности за него
О. Раин «Слева от солнца», «Отроки до потопа»
 Тема детства. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.
А. Геласимов «Степные боги».
Взаимоотношения человека и природы. Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных
Ю. Коваль «Картофельная собака».
С.Козлов «Лунная дорожка»
 
Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн
В. Липовецкий «Ковчег детей, или Невероятная одиссея».
А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени». Е. Ельчин «Сталинский нос»
Образы русских солдат и образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Трагическое и героическое
В. Драгунский «Он упал на траву»
А.Сухова  «Дети войны»


  Аннотации повестей для подростков

 

 

Михаил Самарский " Радуга для друга "

 

 Сашка - новый подопечный Лабрадора Трисона. Да-да, подопечный, именно так пес называет людей, которым помогает. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака-поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретенный в специальной школе навык - не нападать на людей - сыграл с псом злую шутку... Его похитили! Но верный друг не будет сидеть сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Трисон должен вернуться к нему!

Совершенно случайно, что называется, «по рекомендации», узнала о существовании и этой книги, и этого автора. Внимания заслуживает уже то, что автору на момент написания этой книги было всего-то 13 лет. Некоторые «злопыхатели» пытаются принизить ценность книг автора, ссылаясь на его обеспеченных родителей и на то, что ему «все проплатили». Но лично я вижу:

• хороший литературный язык, которому не мешало бы поучиться многим взрослым;
• много интересных персонажей;

• необычная задумка – вести повествование «от лица» (или «от морды» :)) не человека, а собаки, в данном случае имеется в виду собака-поводырь.

• неожиданный взгляд на мир – с другой стороны, с другого ракурса, с непривычной точки зрения. Что с одной стороны попросту любопытно, а с другой – заставляет задуматься и в чем-то пересмотреть свое мнение и отношение к некоторым аспектам жизни.
Во всех отношениях достойная книга, причем она может быть интересна не только сверстникам автора, но и взрослым.

 
Екатерина Мурашова,  повесть "Одно чудо на всю жизнь"
 
Эта повесть - о столкновении интересов двух подростковых компаний - благополучных питерских гимназистов и пригородных беспризорников. Время действия - 90-е годы XX века. И хотя воссозданная в повести жизнь прагматична, а порой и жестока, в ней нет безысходности, а есть место и родительской любви, и заботе о слабых и привязанности к ним, и чистейшей влюблённости, жертвенности и благородству. Читаешь повесть, глядишь на героев, и как короста слезает, а под ней оказывается живая, "маленькая пушистая душа". Удивительно правдиво описаны начатки разрушения всяческих стен между "несовместимыми по жизни" людьми, маленькими и большими. И как верно подметил главарь беспризорников, Генка Лис: "только в книжках добро и зло делится в пространстве. На самом деле граница проходит внутри. Внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой...".
 
 Екатерина Мурашова,  повесть "Класс коррекции"
 
Повесть Екатерины Мурашовой "Класс коррекции" сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Название повести по-взрослому конкретное и честное, название-предупреждение: разговор будет трудным, о больном и нерадостном. Разговор о детях, отторгаемых обществом, социально неблагополучных, — о детях-инвалидах, в том числе умственно неполноценных. 
Тема детей - отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может.  Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина. Жанр «школьной повести», который в последнее время был позабыт-позаброшен детскими писателями, массово сбежавшими в сказки и фэнтези, получил, наконец, достойное воплощение.
Об авторе «Класса коррекции» мы рассказывали неоднократно. Напомню: Екатерина Вадимовна Мурашова — известная петербургская писательница, мать двоих детей, практикующий психолог в детской поликлинике. Она пишет о детях, с которыми сталкивается по роду занятий, и в основном, это дети «с проблемами».

Вильям Козлов "Президент Каменного острова" и "Президент не уходит в отставку"
 
В книгу известного ленинградского писателя входят повести "Президент Каменного острова" и "Президент не уходит в отставку", в которых прослежена судьба молодых героев со школьных лет до вступления в большую жизнь.
О законах этой мальчишеской республики, о жизни ребят на острове вы узнаете, прочитав повесть Вильяма Козлова "Президент Каменного острова". Серёжа и его старшая сестра Алёнка проводят летние каникулы на родине отца. Здесь они встречают ребят, которые своими руками создали на маленьком озёрном островке летний лагерь.
Продолжение популярной повести "Президент Каменного острова", в которой автор, известный ленинградский писатель, прослеживает дальнейшие судьбы основных героев - Сорокина и его друзей, окончивших школу и вступивших в большую жизнь.
 
"Волосы Вероники" и "Маленький стрелок из лука" - популярные романы писателя, рассказывающие о любви. Героинь Козлова отличает верность и преданность в любви; они проходят через жестокие испытания, сохраняя в душе чистоту и женскую мудрость.
Волосы Вероники - роман ленинградского прозаика Вильяма Козлова - разноплановое произведение о любви, дружбе, о духовном мире человека, о его поиске истинного места в жизни, о призвании и романтике труда. Основное внимание в романе уделено становлению главного героя как личности. Вокруг него переплетаются непростые судьбы людей разных поколений. Время любить" - третья, заключительная часть трилогии Вильяма Козлова. В романе продолжены сюжетные линии и темы, заявленные в двух предыдущих романах - "Андреевский кавалер" (1986) и "Когда боги глухи" (1987).
Повести «Брат мой меньший» и «Дай лапу, дружище!» рассказывают о
верных друзьях человека — собаках.
 
Поэт Татьяна Стамова

Поэт - это человек, у которого совершенно особенные отношения с миром. Татьяна Стамова - поэт, и всё преображается в ее стихах: сапоги-корабли пришвартовываются, когда мама зовет домой; чтобы научиться быть храбрым - нужно помнить о том, что небо у тебя всегда над головой, и стать заодно с ним. Стихотворения Стамовой и детские, и взрослые, и легкие, и глубокие одновременно: читаешь их, и много-много перед глазами образов. С ними учишься замечать детали, оттенки, красоту.
Они - как солнечные зайчики: играют на стенах, окнах, увлекают за собой в мир воображения.
Сергей Козлов " Правда, мы будем всегда?"
Если звезды не протирать тряпочкой, они запылятся и потускнеют. Если не обращать внимание на шорох опадающих листьев, не услышишь, как проходит время. Самая светлая и лиричная книга замечательного писателя Сергея Козлова рассказывает о дружбе, жизни и мечтах, о чуде, которое всегда есть где-то рядом, стоит только приглядеться внимательнее и протянуть руку.
 
Юрий Коваль " Картофельная собака"
 
Картофельная собака
Пришло лето.
Автор жил на даче. И ничего не этой даче не было - никаких построек. Вокруг кипела настоящая дачная жизнь. А сюда заходил лишь Аким Колыбин - сторож картофельного склада. Он-то и привёл Тузика.
 
Александр Чудаков "Ложится мгла на старые ступени"
 
Роман решением жюри конкурса "Русский Букер" признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века. Выдающийся российский филолог Александр Чудаков (1938—2005) написал книгу, которую и многие литературоведы, и читатели посчитали автобиографической — настолько высока в ней концентрация исторической правды и настолько достоверны чувства и мысли героев. Но это не биография — это образ подлинной России в ее тяжелейшие годы, "книга гомерически смешная и невероятно грустная, жуткая и жизнеутверждающая, эпическая и лирическая. Интеллигентская робинзонада, роман воспитания, “человеческий документ”"
 
Евгений Ельчин "Сталинский нос"
 
"Сталинский нос" - громкий писательский дебют художника Евгения Ельчина и первая книга, рассказывающая детям о бесчеловечной сталинской эпохе, о Большом терроре.
Завтра Сашу Зайчика примут в пионеры! Настанет самый важный и счастливый день в его жизни. Ведь больше всего на свете Саша Зайчик хочет стать как его отец - настоящим коммунистом, героем, разоблачающим шпионов и врагов народа. Но Саша и не подозревает, чем обернется для него завтрашний день. Он узнает правду - об отце, о семье, о стране.
Для издательства «Розовый жираф» книга Евгения Ельчина «Сталинский нос» - очень важная книга. Мы понимаем, что публикация этой повести – лишь начало длинного и трудного разговора, который мы хотели бы вести с нашими читателями и их родителями, разговора, который, мы надеемся, начнется в семьях наших читателей. Написал ее (и создал иллюстрации)  Евгений Ельчин.  Он родился в Ленинграде в 1956 году, но в 1983 году эмигрировал в Америку. Личный и семейный опыт автора воплотились в «Сталинском носе», но не стоит искать в нем автобиографические черты. Вернее, если и искать, то всем нам,  а также нашим бабушкам и дедушкам. Наше общее прошлое, фантасмагорически сгущенное, но оттого не менее узнаваемое, встает в этой книге вместе со всеми его исчезнувшими и до сих пор неизжитыми чертами.
«Сталинский нос» – это всего лишь один день из жизни обычного советского школьника Саши Зайчика. Но за этот день Саша успеет стать свидетелем ареста любимого отца, офицера НКВД, отрепетировать роль отрядного знаменосца, стать сыном врага народа, разбить бюст товарища Сталина, вызвать настоящий переполох в школе, спровоцировать арест учительницы, побывать объектом вербовки со стороны агента НКВД.
В этот день мир Саши Зайчика стремительно рухнул: все его представления о добре и зле, устойчивости и справедливости мироустройства рассыпались в прах. Оказалось, что за казенными фразами из газетных передовиц о «врагах народа» скрываются реальные, близкие люди. А сам ты, еще недавно слывший образцом для подражания, становишься изгоем, человеком, чье лицо замазывают чернилами на групповой школьной фотографии.
В конце книги, стоя на задворках знаменитого здания НКВД на Лубянке, в почти бесконечной очереди родственников арестованных, герой сталкивается с неплакатными, человеческими чувствами людей, чьи близкие попали в беду, и, наконец, обретает надежду.
 «Сталинский нос» прекрасно объясняет, как могут сочетаться декларация благих намерений и злодеяния, любовь и предательство. Нет такого, чтобы была абсолютно благополучная, правильная сторона, на которой можно спастись, если при этом существует сторона несчастная.
 
Виктор Драгунский "Он упал на траву"
 
Автобиографическая повесть Виктора Юзефовича Драгунского "Он упал на траву" открывает новую, "военную" серию "Самоката". Название серии - "Как это было" - объясняет издательский замысел: рассказать о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов честно и объективно - настолько, насколько это возможно. Честность гарантируют имена авторов - это русские писатели-фронтовики, непосредственные очевидцы описываемого, люди с безупречной личной и творческой репутацией.
 
Алла Сухова  "Дети войны"
Это книга о героических подвигах детей в годы Великой Отечественной войны, о самых смелых и бескорыстных подвигах. Суровые испытания военного лихолетья выпали не только взрослым, но и детям. Вчерашние школьники взяли оружие и вступили в смертный бой с фашистами. Автором использована богатая литература о подвиге нашего народа в годы тяжелых испытаний. Рассказывается в книге и о событиях последнего десятилетия двадцатого века в Афганистане, Таджикистане, на Кавказе. В частности, о войне в Чечне, в которой участвовали и дети. Книга призывает к справедливости, честности, защите Родины. Воспитывает чувство патриотизма у молодого поколения россиян. Книга включена в Федеральную программу РФ поддержки книгоиздания на 2003 год. Издание рекомендовано Комитетом образования при Правительстве Москвы для комплектования школьных библиотек. Книга включена в план издательской деятельности Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России.
 
Дина Саби́това
 
«Цирк в шкатулке» — литературный дебют Дины Сабитовой. Она сама так говорит о нем: «Я хотела написать безопасную книгу. Где — на самом деле — все плохие только до того момента, пока не нашли свое дело в жизни, взрослые — не подлые, и рядом с ними ребенок чувствует себя в безопасности, ложные цели сменяются настоящими, любящие воссоединяются, больные дети не умирают, а из любимых лошадей не делают конскую колбасу. Потому что сказка ведь. Не, пусть все кончится хорошо, а?». Кончилось и, правда, все хорошо — книга «Цирк в шкатулке» получила Национальную детскую литературную премию «Заветная мечта» 2007 года. Маленький Марик всегда мечтал о цирке. Правда, он не знал, что нужно сделать, чтобы его туда взяли. Хотя он мог бы, например, подметать манеж, поить лошадей, выколачивать попоны, заваривать чай и кофе - да много чего еще... Однажды утром он покинул приют и, пробравшись на пустырь, где остановился проезжавший через городок цирк, спрятался в цирковой тележке...  "Цирк в шкатулке" - это современная сказка о детстве, дружбе, волшебстве и о том, как мечты становятся реальностью. А еще о том, что дети в этом мире не одиноки и всегда могут найти поддержку. Иной раз - с самой неожиданной стороны!  В 2007 г. г. сказка Дины Сабитовой стала лауреатом Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".
В 2011 году «Самокат» выпустил роман Дины Сабитовой «Где нет зимы», где она через судьбу своих героев говорит с читателями на очень важные темы: одиночество детей, их беззащитность, сиротство и приемная семья, дом и приют, семья и бездомность. Долгое время писатели не решались говорить с молодыми читателями о современных проблемах, с которыми сталкиваются их сверстники. Дина смело говорит с подростками о том, какой бывает порой сложной жизнь, что труднее всего порой бывает преодолеть равнодушие и бездушие, но в конце она дарит читателю надежду — все будет хорошо, если самому не быть равнодушным и уметь бороться за себя. У Павла и Гуль были бабушка, мама и чудесный старый дом — свидетель истории их семьи. Но все меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в детском приюте. В новом романе для подростков Дина Сабитова говорит о настоящих ценностях: только семья и дом в современном мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого из нас, кто лишен поддержки близких людей и родных стен. Павел тринадцатилетний подросток, но именно его Сабитова наделяет почти инстинктивным чувством ответственности за семью. Он уверен, что пока стоит на месте их Дом, они с Гуль не сироты. И эта убежденность помогает преодолеть детям все препятствия, чтобы в итоге вернуться в него.
Три твоих имени. Ритка, Марго, Гошка – три таких разных имени у одной девочки. Три имени – три судьбы. Нищая, полуголодная жизнь в родной семье, закончившаяся трагедией. Детдом и попытка обрести новую маму: быть послушной и хорошей, старательной и незаметной. И снова детдом и надежда, вопреки всему, стать членом семьи, быть чьей-то дочкой,любимой и родной.
Дина Сабитова, лауреат премии “Заветная мечта”, автор сказочной повести “Цирк в шкатулке”, рассказов о Мыши Гликерии и повести “Где нет зимы”, написала еще одну книгу на “трудную” тему. Как рассказать о жизни ребенка, потерявшего родителей и почти отчаявшегося найти новую семью?
 

 Андрей Геласимов

«Литература учит летать» МАРИЯ КОРМИЛОВА, Париж

На днях Андрей Геласимов был признан самым читаемым российским писателем во Франции. Его повесть «Жажда» о парне, вернувшемся с чеченской войны, стала настоящим бестселлером. Для сравнения: в прошлом году самым читаемым у французов русским автором был Михаил Булгаков, а в позапрошлом – Борис Акунин. В своем интервью «Новым Известиям» Андрей Геласимов размышляет о вкусах парижан, а также раскрывает тайны современной литературы и кино.
– Вашу повесть наградили за политический подтекст?

– В моей «Жажде», по-моему, нет политики. Я знаком со многими людьми, бывшими на чеченской войне. Это мои бывшие студенты, воевавшие на Кавказе, и военные журналисты, ездившие туда с оружием в руках. Но меня больше волнует не военный опыт, а психологический портрет человека, вернувшегося оттуда, который пытается хоть как-то понять, что делать дальше. Понимаете, таких войн, как чеченская, будет еще миллион, а человек на них все время один и тот же! Пусть писатель высказывает гражданскую позицию, если она у него есть. У меня есть позиция мужа, отца, брата, любовника – но не гражданина. Страна сейчас не та, чтобы чувствовать себя гражданином.

Андрей Геласимов по образованию филолог (кандидат филологических наук), в 1987 году окончил факультет иностранных языков Иркутского государственного университета. В 1992 получил второе высшее образование по специальности театральный режиссёр, окончив режиссерский факультет ГИТИСа, ныне − РАТИ (мастерская Анатолия Васильева). В 1996—1997 годах стажировался в Халльском университете в Великобритании. В 1997 году он защитил кандидатскую диссертацию по английской литературе в Московском педагогическом государственном университете имени Ленина по теме «Ориентальные мотивы в творчестве Оскара Уайльда». В 1988-1998 был доцентом кафедры английской филологии Якутского универститета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста. Первой публикацией Геласимова стал перевод американского писателя Робина Кука «Сфинкс», опубликованный в журнале «Смена» в начале 90-х.
В 2001 году была издана повесть о первой любви «Фокс Малдер похож на свинью», которая вошла в шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина за 2001 год, в 2002 году повесть «Жажда» о молодых ребятах, прошедших Чеченскую войну, опубликованная в журнале «Октябрь», также вошла в сокращённый список премии Белкина и была отмечена премией имени Аполлона Григорьева, а также ежегодной премией журнала «Октябрь». В 2003 году в издательстве «О.Г.И.» вышел роман «Год обмана», в основе сюжета которого классический «любовный треугольник», ставший самой распродаваемой книгой Геласимова на сегодняшний момент. В сентябре 2003 вновь журнал «Октябрь» публикует роман «Рахиль» о немолодом уже профессоре-филологе Святославе Койфмане, еврее-полукровке, типичном неудачнике. В 2004 году за этот роман Геласимов удостоился премии «Студенческий Букер». В 2008 в издательстве ЭКСМО вышел роман Геласимова «Степные боги». В основе сюжета книги лежит история дружбы забайкальского подростка Петьки и пленного японца - врача Хиротаро. В 2009 году стал лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» за роман «Степные боги».
 
 
Тамара Крюкова " Костя + Ника"
 - это Ромео и Джульетта наших дней. Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь о любви. О том, что настоящая любовь приходит независимо от возраста и побеждает все. Даже, казалось бы, невозможное...
 
Владимир  Липовецкий " Ковчег детей, или Невероятная одиссея"
 
Литературно-историческим подвигом назвал эту книгу президент Российской Телевизионной Академии Владимир Познер. Действительно, автор «Ковчега детей» Владимир Липовецкий потратил двадцать пять лет жизни на то, чтобы по крупицам собрать свидетельства об одной из самых удивительных историй XX века. Истории о том, как восемьсот петроградских детей в 1918-1920 годах по воле обстоятельств совершили полное кругосветное путешествие. История о том, как Американский Красный Крест спасал восемьсот русских колонистов.
   Вывезенные на лето из голодного Петрограда на Урал, дети оказались отрезаны начавшейся Гражданской войной, и только вмешательство Красного Креста помогло избежать трагедии. Ребятам пришлось путешествовать более двух лет. Через китайскую территорию они добрались до Владивостока, затем на японском судне пересекли Тихий океан, побывали в Америке и Европе и лишь потом, через Финляндию, вернулись домой. В эту историю трудно поверить — но все это чистая правда. Правда, подкрепленная воспоминаниями участников, письмами, документами и фотографиями. Правда, которая теперь становится известна всем.
   А то, что среди них были такие невероятные по масштабу фигуры, как хореограф Якобсон или биолог Иванов, — это уже неудивительная часть этой истории, хотя ни тот ни другой за всю свою жизнь никому из близких ни разу не решились рассказать об этом уникальном путешествии.
   И спасибо Владимиру Липовецкому, который потратил много лет своей жизни на то, чтобы эта книга была все-таки напечатана.
   Алексей Симонов, режиссер и кинодраматург, президент Фонда защиты гласности.
И что касается зла, то каждый приведет немало красноречивых примеров, а вот с добром — потруднее.
   И вот в этом главная ценность книги Липовецкого. Он раскопал и исследовал в деталях всю давнюю историю с питерскими детьми, которых, спасая от голода, отправили на Урал, а затем — затем началось длинное путешествие вокруг света.
   Сибирь, Дальний Восток, японский пароход, западное побережье США, потом путешествие через континент, затем через Атлантический океан и Европу в Финляндию, откуда, наконец, домой, в Питер.
   И повсюду (включая, в первую очередь, Америку) о детях заботились, их кормили, что и позволило этой истории иметь хороший конец.
   Я не могу представить себе, по каким крупицам Вы собрали эту историю. Всегда у нас молчали об этом.
Игорь Золотусский. Что сказать об этой книге? Она вырвалась из сердца автора, и она — документ о небывалом событии XX века.
   Более семисот детей из голодного Петрограда весной 1918 года отправились в путь, которому, казалось не будет конца. Сначала Урал, Сибирь, Владивосток, затем Япония, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Атлантический океан, Франция, Англия, Финляндия — поездом, пароходом, пешком и на лошадях, вновь пароходом (на ставшем им домом японском сухогрузе «Йоми Мару») и вновь поездом: два с половиной года страданий, роста, и путь из мира свободы в мир неволи.
   Милосердные руки людей из Американского Красного Креста спасли их от гибели, выходили, научили жить. Ведь дети были еще дети — от трех до двенадцати-пятнадцати лет.
   Владимир Липовецкий (друг моей молодости) собрал и обработал столько фактов, опросил такое количество участников и свидетелей, что если существует справедливость, то хотя бы одна звезда на небе должна быть названа его именем.
 
Мария Мартиросова "Фотографии на память "
 
Мария Мартиросова (Московская обл.) — лауреат Малой премии в области детской литературы Национального детского проекта «ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА».
Наша жизнь - это альбом с фотографиями, в котором, как правило, остаются лишь самые главные воспоминания. У каждого они свои. И эта книга - альбом Маргарет Манукян. Некоторые ее фотографии подчас размыты и нечетки - это воспоминания детства; какие-то слишком стремительны - это моменты, которые в одночасье изменили ее жизнь; какие-то болезненно статичны, ведь боль всегда въедается надолго.
"Фотографии на память" Марии Мартиросовой - это не просто история жизни, которую довелось прожить одной маленькой армянской девочке в Баку, это история одной души, переполняемой как радостью, так и болью. Это уже рассказ не о конкретном человеке, а о нас всех. Мы уже не просто читатели - мы участники. И мы ясно видим, как внезапно вспыхивает национальная вражда, как хрупко бывает благополучие и как заразна ненависть. И как сопротивляются этому мудрость, любовь и надежда. Повесть "Фотографии на память" получила премию им. А.Гайдара от журнала "Пионер" и вошла в шорт-лист Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".
 "Гражданин мира" - это серия книг для тех, кто хочет преодолеть стены национального и культурного непонимания. Это книги о жизни молодежи в разных странах мира, в которых все может быть по-другому: традиции, отношения, история, взгляды. Каждая книга этой серии подобна уникальному кусочку пазла, который вместе с остальными создает единое мультикультурное пространство нашей планеты, где интерес, уважение и готовность к диалогу - основа добрососедских отношений.
 
 
Светлана и Николай Пономарёвы "Боишься ли ты темноты?"

 

Авторы книги являются лауреатами «Премии имени Сергея Михалкова», которая претендует на то, чтобы стать главной в России премией по детской литературе. Также конкретно за эту книгу они в Омске получили «Премию для молодых авторов имени Ф.М.Достоевского». Сами они практикующие психологи. Николай преподает, также они воспитывают собственных и приемных детей.
В рамках VI Всероссийской выставки-ярмарки образовательной и детской литературы «ЧИТАЙ-КА!», Центр «Нарния» представил новую книгу омских авторов Светланы и Николая Понамаревых «Боишься ли ты темноты?».
К сожалению, самих авторов на выставке не было, но сотрудники центра сами познакомили читателей с этой интересной и полезной книгой. Книга вышла в серии «Мир для всех». Эта серия рассказывает нам о мире, в котором мы живем. Рассказывает правдиво, иногда даже очень жестко, но именно таковым является наш мир в реальности.
Книга «Боишься ли ты темноты?» повествует о детском доме. В книге два главных героя: четырнадцатилетний мальчик по имени Ярослав, неожиданно попавший в детский дом из-за гибели родителей в автокатастрофе, где едва выжил сам. Второй главный герой – воспитатель Сергей, служивший в Чечне, который случайно попал в детский дом. Он искал работу и вынужден был устроиться ночным воспитателем. Сергей принимает решение взять Ярослава под опеку.
Оба они не подходят для детского дома, видно насколько они чужды этой среде, но они вынуждены там находиться, перенося все тяготы детдомовской жизни, они вынуждены смириться и жить в этих условиях. Ярослав мечтает как можно скорее покинуть детдом, а воспитатель всеми силами стремится помочь ему в этом. Непросто было Сергею довести до конца решение взять под опеку трудного подростка. Но верность Сергея своему слову и поддержка его матери преодолели все преграды, Ярослав снова обрел семью и дом…
Ярославу было 14 лет, когда он потерял обоих родителей в автокатастрофе и едва выжил сам. После всех больниц он попал в обычный детский дом, где живут дети, хлебнувшие в жизни горя, предательств и унижений. Потом в детский дом пришел работать ночным воспитателем Сергей, служивший в Чечне. Непросто было Сергею довести до конца решение взять под опеку больного и трудного подростка. Но верность Сергея своему слову и поддержка его матери преодолели все преграды, Ярослав снова обрел семью и дом.
Ярослав в детский дом попал всего несколько месяцев назад – когда потерял обоих родителей в автокатастрофе и сам чудом остался жив. Умный, интеллигентный мальчик, в совершенстве владеющий немецким языком, оказывается в самом обыкновенном детском доме. Боль потери и чудовищные кошмары (чёрная собачка, пожирающая окровавленный снег!) притупляют неприятные впечатления от жестокости, грубости, равнодушия, встретивших его в детском доме. Но - всюду жизнь! Мальчик влюбился в самую красивую девчонку (и самую опытную)… А девчонка, похоже, "запала" на нового ночного воспитателя Сергея Фёдоровича. Вот Ярослав и нагрубил ему. Но наказания за грубость не последовало, как ни боялся этого привыкший к жестоким нравам детдома Ярослав. Состоялся разговор, и оказалось, что новый воспитатель – не такой уж плохой человек, по крайней мере – неравнодушный.
Сергей устроился ночным воспитателем в детский дом, потому что испытывал проблемы со сном: воспоминания о чеченской войне, сожаления о распавшейся семье, мысли о бесцельности и пустоте существования…
Встретились два одиночества, у каждого - своя боль, и только вместе они смогут выйти из мрака.
Авторы написали книгу под впечатлением от практик в детских домах, поэтому, как мне кажется, всё достаточно жизненно. Особенно образ Веры Ивановны, которая видит перед собой будущих преступников, а не живых детей.
Претензии есть, пожалуй, к стилю. Слишком мелодраматично местами, вся эта история с ложной беременностью Вики и попыткой самоубийства Ярослава - какой-то сериальный ход напоминает. Но в целом, знаете, очень хорошо. Читается на одном дыхании. Все мои знакомые: и взрослые тёти-дяди, и юноши-девушки, и подростки - читали запоем. И смысл у книги очень хороший: спасение людям надо искать друг в друге.

У этих авторов есть ещё одна замечательная вещь - "Фото на развалинах".
 Фото на развалинах : повесть / С. Пономарёва, Н. Пономарёв ;
Первая премия конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков присвоена омским авторам - Николаю и Светлане Пономаревым. За повесть "Фото на развалинах" Заметим, что победители Николай и Светлана Пономаревы по образованию не филологи, а психологи: они закончили факультет психологии и педагогики Омского педагогического университета. Свои книги супруги пишут вместе. Уже опубликован в 2005 году их роман "Боишься ли ты Темноты", а повесть "Город без войны" печатается частями на страницах кемеровского сборника "Голоса Сибири".
Эта книга в 2008 году получила почетный диплом лауреата первой премии конкурса Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Конкурс Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков был объявлен в 2007 году Российским Фондом культуры и Советом по детской книге России. Около 400 рукописей от россиян, представителей Украины, Белоруссии и Казахстана рассмотрело жюри форума во главе с его почетным председателем Сергеем Михалковым. Поступили на конкурс и творения наших соотечественников, проживающих в США, Израиле и пишущих на русском языке.
Вот что сам Сергей Михалков написал про эту книгу: Книга захватывает тебя с первых страниц и не отпускает до конца, хоть это не детектив, не приключения, не фэнтези. Это просто жизнь твоих ровесников в пору взросления, когда болезненно переживаешь малейшую фальшь отношений, мысленно ставишь самые строгие оценки поступкам и словам своих товарищей и родных. Случается, в душе перепутывается столько противоречивых чувств, что кажется: выхода нет. А выход есть всегда! Выход в простых и вечных истинах. Не надо поддаваться на модную уловку, что «вся любовь износилась со временем и превратилась в дешёвые пиратские копии». Это неправда, что жизнь кончается, если тебя обидели и даже предали. Не замыкайся на неудаче. Найди в себе силы простить обидчика. «Просто не делай никому больно – и любовь придёт». Вот чему учит эта книга, суровая и нежная, правдивая в лучшем смысле слова – современная. Потому что добро – современно всегда, во веки веков. А время взросления отсчитывается первыми поступками во имя Любви и Добра.
Новый роман "Фото на развалинах" повествует о том, как нелегко подростку принять мир и найти в нём добро и свет вопреки очевидному злу и равнодушию.
 У Елисея Федорова необычное увлечение - он фотографирует развалины: заброшенные здания, разрушенные заводы. Мир вокруг кажется ему унылым и однообразным. Родители для него уже давно чужие люди. Черно-белая гамма фотографий отражает его восприятие действительности: уродливый город, серые люди. Единственной радостью становится любовь к однокласснице Наташе. Но в школе появляется молодой преподаватель истории, и Лесь понимает, что умный и обаятельный учитель неожиданно оказывается его соперником. И тогда подросток придумывает план завоевания Наташи. Но выполнение плана приводит к совершенно непредсказуемым результатам…
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий