Девиз дня:

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в душах и сердцах"

Ш. Амонашвили

Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в блог МО учителей русского языка и литературы Шурышкарского района! Надеюсь, что опубликованные здесь материалы будут вам интересны и полезны. Расчитываю на вашу помощь в работе блога, ведь именно такая форма общения даст нам возможность делиться новостями, обобщать опыт работы, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Блог нам в помощь!

воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Технологическая карта урока по теме: «Устаревшие слова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Автор: Гаврилова И.М (п.Шурышкары)
Класс: 9
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:  1. Сформировать  умение  классифицировать  слова в составе устаревших.
2. Расширить понимание роли устаревших слов в художественной литературе и в современной речи.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Я вижу, у всех прекрасное настроение. Продемонстрируем наше прекрасное настроение: повернулись друг другу, улыбнулись и хлопком в ладоши пожелали удачи! Мы должны помнить, что «С малой удачи начинается большой успех!» Произнесем дружно: хочу, могу, буду! 2 слайд
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

3 слайд
На экране и на партах материал к игре «Угадай-ка!»  
- названия таблицы и колонок
- место каждого слова в таблице
Историзмы
Архаизмы
1. «Берем же побродяг...,/ и в дом, и по билетам…»;
2.  «Ночной разбойник, дуэлист…»;
3. «Покойник был почтенный камергер»; 
4. «Раскланяйся – тупеем не кивнут/
 5. Вельможа в случае – тем паче»; 
6. «…если б видели мой тюрлюрлю атласный!»;
7. «Он камер-юнкер?»;
8. «…сегодня болен я, обвязки не сниму…».

-Вы, конечно же, угадали, откуда данные строки?
-Попробуем угадать, что означают выделенные слова? Каким общим словом  называем такие слова?
-Как угадали? Почему затрудняетесь? Что мешает пониманию этих слов?
- По каким признакам распределили?  Докажите, что данные слова – архаизмы и историзмы! (Архаизмы, историзмы).
Вывод: устаревшие слова делятся на 2 группы: историзмы и архаизмы.
Сравнение своих и готовых ответов – 4 слайд
- Какую группу слов сложнее было угадать? (Переход к новой теме!)
-Определим (обозначим) тему нашего урока. (Слова-архаизмы  в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 5 слайд
Что я знаю по этой теме?  Устаревшие слова делятся на 2 группы:
1) историзмы;
2) архаизмы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы, явления, которые они обозначали. Историзм – единственное обозначение исчезнувшего понятия (предмета, явления) – не имеет синонимов.
Архаизмы – это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. Следовательно, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке.
 Что надо узнать? (Цели и задачи)
Цель: научиться «узнавать»  устаревшие слова в художественных произведениях;  
Задачи: 1. Выявление причин устаревания архаизмов и сгруппировать.
2. Определение роли архаизмов в современном русском языке.7 слайд

 Угадывают значения выделенных устаревших слов.

Повторяют изученный материал (устаревшие слова).

Формулируют тему урока. 

Формулируют цель:
1. Узнать причины устаревания слов.
2. Определить, какие группы слов можно выделить в составе архаизмов.
3.  Роль архаизмов в речи.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися о причинах устаревания слов.

- С чего же начать «открытие нового знания»?  Слайд 7,8
         Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю (на партах)
Материал для проекта
1. Фамусов: "Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»    
2.  Фамусов Лизе: "Ой! Зелье, баловница…"
3. Фамусов: "Что за оказия! Молчалин, ты, брат?»
4. Лиза о Софье: "…сейчас започивала…»
5. О Молчалине: "…низкопоклонник"
6. Фамусов Софье:
"Вот попрекать мне  станут,
Что без толку всегда журю.
7. Лиза: « Вот то-то-с, моего глупого суждения не жалуете никогда…»
8. Молчалин: "…сегодня болен я, обвязки не сниму…"
9. Фамусов: «Берем же побродяг..., и в дом, и по билетам…"
10. Скалозуб:"…а  форменные есть отлички…"
11. Репетилов: "…ночной разбойник, дуэлист…"
12. Чацкий Молчалину: "…взманили почести и знатность…";
13. Княжна:  «Кто это в углу, взошли мы, поклонился?»
15. София: "…готова сызнова скакать…"
16. София: «Выслушивать о «фрунте и рядах…»
17. Чацкий о Фамусове: «Все Английского клоба /Старинный верный плен до гроба?»
18. Молчалин: "…нес для докладу»
19. Лиза"….через три дни поседела…"
20. Фамусов: "…я должен у вдове, у докторше крестить»
 1) заглянуть в прошлое – эпоху Грибоедова, начало 19 века, понаблюдать за этими словами из «Горя от ума»;
2) написать известные лексические значения выделенных слов; 3) осмыслить, почему значения некоторых слов вы могли узнать, а значения других нет? 4) постарайтесь сгруппировать выделенные слова по признакам устаревания (5групп).   5) составление таблицы; 6)используйте словари.
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы.
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод.
Предоставляется  слово каждой группе.
- Оцените свою работу.
Слайд 8. Вывод (делают учащиеся) Причины устаревания слов следующие:
Архаизмы (виды)
Примеры
1
Фонетические:
клоб (совр. клуб), фрунт (совр. фронт)
2
Словообразовательные (слова с устаревшими суффиксами, приставками)
 содейство (содействие), сызнова (снова), обвязки (повязка), побродяг (бродяг), медленьем (медлением), дуэлист (дуэлянт)
3
Морфологические
для докладу (доклада), три дни (три дня), у вдове, у докторше (у вдовы, у докторши)
4
Лексические (слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица )
низкопоклонник (льстец), започивала (уснула), журю (браню, ругаю), не жалуете (не принимаете)
5
Семантические, или смысловые (слова используются в одном из значений)
комиссия (трудность), зелье (ядовитая), оказия (непредвиденный случай)



Учащиеся  в группе по 4 человека работают с заданием.

Проговаривают лексические значения  угаданных слов.

Группируют слова по причине устаревания.

Анализ работ и вывод внутри группы.





Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Пополнить таблицы примерами из текста (по 5 примеров).
Выполняют задание в парах.





Проверяют и оценивают




Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваимого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ответить на вопрос: нужны ли нам устаревшие слова? Докажите. Слайд 10-11.
И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему?
- Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.
- Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью.
- В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях.
- В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.
Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т. д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.
Невзирая на то, что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.

- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Слайд 12. (ДО СВИДАНИЯ!)
Дают ответы на вопросы.




Не забыть о девизе урока.

Анализируют работу на уроке через самооценку.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)




1 комментарий: