- Добрый день, ребята!
Я вижу, у всех прекрасное настроение. Продемонстрируем наше прекрасное
настроение: повернулись друг другу, улыбнулись и хлопком в ладоши пожелали
удачи! Мы должны помнить, что «С малой удачи начинается большой успех!»
Произнесем дружно: хочу, могу, буду! 2 слайд
|
|
Самоопределение,
смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного
сотрудничества (К)
|
3 слайд
На экране и на партах материал к игре «Угадай-ка!»
- названия таблицы и колонок
- место каждого слова в таблице
1.
«Берем же побродяг...,/ и в дом, и по билетам…»;
2. «Ночной разбойник, дуэлист…»;
3.
«Покойник был почтенный камергер»;
4.
«Раскланяйся – тупеем не кивнут/
5. Вельможа в случае – тем
паче»;
6.
«…если б видели мой тюрлюрлю атласный!»;
7.
«Он камер-юнкер?»;
8.
«…сегодня болен я, обвязки не сниму…».
-Вы, конечно же, угадали, откуда данные строки?
-Попробуем угадать, что означают выделенные слова? Каким
общим словом называем такие слова?
-Как угадали? Почему затрудняетесь? Что мешает пониманию
этих слов?
- По каким признакам распределили? Докажите, что данные слова – архаизмы и
историзмы! (Архаизмы, историзмы).
Вывод: устаревшие слова делятся на 2
группы: историзмы и архаизмы.
Сравнение своих и готовых ответов – 4
слайд
- Какую группу
слов сложнее было угадать? (Переход к новой теме!)
-Определим (обозначим)
тему нашего урока. (Слова-архаизмы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 5
слайд
Что я знаю по
этой теме? Устаревшие слова делятся на 2 группы:
1) историзмы;
2) архаизмы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления
потому, что исчезли из жизни предметы, явления, которые они обозначали.
Историзм – единственное обозначение исчезнувшего понятия (предмета, явления)
– не имеет синонимов.
Архаизмы – это слова, обозначающие понятия, предметы,
явления, существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного
употребления другими словами. Следовательно, архаизмы имеют синонимы в
современном русском языке.
Что надо узнать? (Цели и задачи)
Цель:
научиться «узнавать» устаревшие слова
в художественных произведениях;
Задачи: 1. Выявление причин устаревания архаизмов и
сгруппировать.
2. Определение роли архаизмов в современном русском языке.7
слайд
|
Угадывают
значения выделенных устаревших слов.
Повторяют изученный
материал (устаревшие слова).
Формулируют тему урока.
Формулируют цель:
1.
Узнать причины устаревания слов.
2. Определить, какие группы слов
можно выделить в составе архаизмов.
3.
Роль архаизмов в речи.
|
Анализ объектов с
целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного
учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в
ситуации затруднения(Р)
Выражение своих
мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
|
- С чего же начать
«открытие нового знания»? Слайд 7,8
•
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю
(на партах)
Материал для проекта
1. Фамусов: "Что за комиссия,
создатель, быть взрослой дочери отцом!»
2. Фамусов Лизе: "Ой! Зелье,
баловница…"
3. Фамусов: "Что за оказия!
Молчалин, ты, брат?»
4. Лиза о Софье: "…сейчас започивала…»
5. О Молчалине: "…низкопоклонник"
6. Фамусов Софье:
"Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю.
7. Лиза: « Вот то-то-с, моего глупого
суждения не жалуете никогда…»
8. Молчалин: "…сегодня болен я, обвязки
не сниму…"
9. Фамусов: «Берем же побродяг...,
и в дом, и по билетам…"
10. Скалозуб:"…а форменные есть отлички…"
11. Репетилов:
"…ночной разбойник, дуэлист…"
12. Чацкий Молчалину:
"…взманили почести и знатность…";
13. Княжна: «Кто это в углу, взошли мы,
поклонился?»
15. София:
"…готова сызнова скакать…"
16. София:
«Выслушивать о «фрунте и рядах…»
17. Чацкий о Фамусове: «Все Английского клоба
/Старинный верный плен до гроба?»
18. Молчалин:
"…нес для докладу»
19. Лиза"….через
три дни поседела…"
20. Фамусов: "…я
должен у вдове, у докторше крестить»
1) заглянуть в прошлое – эпоху
Грибоедова, начало 19 века, понаблюдать за этими словами из «Горя от ума»;
2) написать известные
лексические значения выделенных слов; 3) осмыслить, почему значения некоторых
слов вы могли узнать, а значения других нет? 4) постарайтесь сгруппировать
выделенные слова по признакам устаревания (5групп). 5) составление таблицы; 6)используйте
словари.
- Обменяйтесь и
проанализируйте работу другой группы.
- Верните работу своей
группы и дополните её, если надо, сделайте вывод.
Предоставляется слово каждой группе.
- Оцените свою работу.
Слайд 8. Вывод (делают учащиеся) Причины устаревания слов следующие:
№
|
Архаизмы (виды)
|
Примеры
|
1
|
Фонетические:
|
клоб (совр. клуб), фрунт
(совр. фронт)
|
2
|
Словообразовательные (слова с устаревшими суффиксами, приставками)
|
содейство (содействие), сызнова
(снова), обвязки (повязка), побродяг (бродяг), медленьем (медлением),
дуэлист (дуэлянт)
|
3
|
Морфологические
|
для докладу (доклада), три дни (три дня), у вдове,
у докторше (у вдовы, у докторши)
|
4
|
Лексические (слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью,
как лексическая единица )
|
низкопоклонник (льстец), започивала
(уснула), журю (браню, ругаю), не жалуете (не принимаете)
|
5
|
Семантические, или смысловые (слова используются в одном из
значений)
|
комиссия (трудность), зелье (ядовитая), оказия
(непредвиденный случай)
|
|
Учащиеся в группе по 4 человека работают с заданием.
Проговаривают
лексические значения угаданных слов.
Группируют слова по
причине устаревания.
Анализ работ и вывод
внутри группы.
|
Поиск и выделение
информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие;
выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения
проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
|
Ответить на вопрос: нужны ли нам устаревшие слова? Докажите. Слайд 10-11.
И все-таки устаревающие
слова находят свое применение и в современной речи. Почему?
- Во-первых, применение устаревших
слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов
позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия,
а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.
- Во-вторых, употребление
устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и
наполнить его некой торжественностью.
- В-третьих, в художественной литературе
архаизмы широко используются и в сатирических целях.
- В-четвёртых, без устаревших слов
никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.
Известны случаи возрождения
устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском
языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и
ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец,
начдив, нарком и т. д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было
извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось
как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей
стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.
Невзирая на то, что архаизмы и историзмы постепенно
уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.
- Исследование какой
темы вели на уроке?
- Какие понятия
разобрали?
- Удалось решить
поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили
результаты?
- Что нужно сделать
ещё?
- Где можно применить
новые знания?
- Оцените свою работу на
уроке. Работу класса.
Слайд 12. (ДО СВИДАНИЯ!)
|
Дают ответы на вопросы.
Не забыть о девизе
урока.
Анализируют работу на
уроке через самооценку.
|
Рефлексия способов и
условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное
понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям(Л)
Выражение своих мыслей
полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных
мнений (К)
|
спасибо...
ОтветитьУдалить